Образ Катерины в «Грозе» Островского.

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку  художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского» — так отзывался Гончаров от вкладе Островского в отечественную драматургию.

Значение деятельности Островского трудно переоценить: он – реорганизатор русского театра. Утверждая оригинальную, самобытную драматургию, Александр Николаевич создал богатый и разнообразный репертуар, где остроумно и высокохудожественно представлена панорама общества второй половины 20 века. По его произведениям можно изучать исторические процессы той эпохи: ослабление и разорение дворянства, стремительное обогащение купцов и их стремление попасть в элитный круг, мещанская добродетель и хитрость, положение богемы и т.д.

Драма «Гроза», как и многие пьесы Островского, до сих пор любима зрителями, режиссерами и актерами, хотя написал ее Островский в 1859 году. Впервые она была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и в этом же году вышла отдельным тиражом. Она прошла театральную цензуру и с триумфом развернулась на подмостках московского Малого театра.

Пьесу встретили с величайшим интересом: ни одно из произведений Островского не вызвало столь оживленной полемики. Проблематика драмы затронула злободневные вопросы того времени: Свобода чувства или чувство долга? Какова роль женщины в обществе? Имеет ли она право голоса? Нужны ли такие семейные устои, которые травмируют и подавляют человека? Из-за новаторства и протестного духа этого спектакля во многих провинциальных городах Российской Империи его сняли с репертуара.

Островский противопоставил бескомпромиссную в своих устремлениях, смелую героиню косной, окаменелой представительнице старшего поколения. В масштабах одной семьи оказались принципиально разные женщины: Катерина олицетворяла развитие и верховенство естественного чувства, Кабаниха – верность традиции и всепобеждающий рационализм. Драматизм столкновения двух этих миров не выдуман автором. Он использовал жизненный материал и изображал судьбы реальных обитателей Замоскворечья. Неслучайно главные антагонисты – женщины, это придает дополнительную остроту сюжету и опять же погружает читателя в действительность. Ссоры и дрязги невестки и свекрови находят отклик в душе каждого семейного человека. Однако в пьесе героини – лишь плоть и кровь двух мировоззрений, которые до сих пор лежат в основе конфликта отцов и детей.

Рабское положение чувства в мире расчета перекликается с рабским положением женщины в браке того времени. Катерина с самого начала лишена возможности выйти замуж по любви и жить добродетельно. Она оказалась нелюбимой с нелюбимым и была обречена влачить жалкое существование в «темном царстве» по меткому выражению критика Добролюбова. Умная и утонченная дворянка не могла примириться с застойным примитивизмом дома Кабанихи, но и изменить положение было не в ее власти. Как и полагается романтической героине, она бежит от реальности в смелую любовную авантюру. За это многие читатели и критики ее осуждают. Однако порок не свойственен страстной душе, ведь она же призналась в содеянном, не хотела лгать и притворяться. Честно и прямо говорит Катерина о своей любви, ей не жалко пожертвовать убогое существование на алтарь подлинной жизни – любви.

Пьеса «Гроза» — не только противопоставление «старого» и «нового», чувства и разума, но и борьба личности и толпы. Катерина стоит гораздо выше своего окружения по интеллектуальным способностям, и это осложняет ее жизнь. Индивидуализм порождает в ней ответственность перед собой и ясное осознания своей особости, своих прав и обязанностей. Она не бросается в объятия Бориса очертя голову, она решила его полюбить, проявить себя, получить, наконец, свободу стать любимой. «Мне никто ничего не должен – я должна себе» — Катерина не обвиняет и не ждет, пока ее капризы удовлетворятся, а жизнь наладится. Она берет ситуацию в свои руки. «Греха не побоялась, разве побоюсь людской молвы» — говорит она, смело и непреклонно провозглашая свое право на личное счастье независимо от пересудов и злой молвы.

Самоубийство Катерины тоже нельзя назвать истерической выходкой или злой причудой. Она готова была бросить все и уехать с ним в Сибирь, но он смалодушничал и не взял ее с собой. После такого предательства у нее не осталось выбора. Гроза отгремела, но последствия рано или поздно довели бы грешницу до смерти. К сожалению, надо признать, что самоубийство в данном случае – наилучший выход из положения. Жизни ей все равно уже не дадут.

Пьеса ставит под сомнение мораль, доведенную до ханжества, которая и погубила молодую семью. Тихон и Катерина, наверное, могли бы наладить отношения, если бы не давление Кабанихи. Контроль и чопорные наставления лишь порождают скрытый порок, как у ее дочери, Варвары. Островский не побоялся осуждения и сказал это вслух. Надо быть очень мужественным человеком, чтобы пойти против предрассудков и попытаться изменить мир к лучшему. Катерина погибла, но идея, созревшая в ней, внесла свою лепту в прогрессивное движение нашего общества к более гуманному и светлому будущему.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *