«Новый журнализм» в американской литературе 20 века

Когда и где появился «Новый журнализм»? Кто его создал? Примеры

Новый журнализм появился в 50 годах 20 века в США. Это новое течение, которое захватило писателей и журналистов. Его родоначальником считается Том Вулф, именно он в 1973 году издал «Антологию нового журнализма», на которую исследователи данного феномена опираются до сих пор. Это полноценный манифест, в котором нашла свое отражение основная идея «Нового журнализма»: скрестить публицистику и беллетристику. Там же собраны основные работы его коллег.

Формула Нового журнализма – роман + хроника. Авторы экспериментируют с писательской техникой, пользуясь ею для отображения фактов.

Причины возникновения «Нового журнализма»: как появился?

Появление «Нового журнализма» связано с тем, что постмодернизм (что это?) устал от самого себя, и ему на смену пришел постпостмодернизм – это спокойный и статичный период развития постмодернизма. Писатели ощутили потребность вдохнуть в классический роман новую жизнь и вернуться к внятному повествованию о том, что происходит на самом деле – это главная цель представителей этого течения. Непременное условие – достоверность описываемого, как мерило важности поднятой темы.

Модернизм в порыве отрицания искромсал старую добрую литературу, которые люди любят и понимают. Поэтому в новой эпохе стало очевидно, что читатель все же нуждается в классическом романе с началом и концом, где все ясно изложено. В то же время в современном мире тот же читатель имеет стойкий интерес к медиа, он постоянно хочет знать, что происходит вокруг него. Поэтому задачей авторов – учитывать и удовлетворять обе этих потребности.

В чем особенность Нового журнализма?

Новый журнализм должен приукрасить, но не исказить факт, то есть избегать фактоидов (это лживая интерпретация информации). Например, если актер попадает в кадр, выходя из отеля – это факт, но если очевидец приписывает ему еще и любовницу, с которой он якобы вышел из отеля, – это фактоид.

Из этого следует, что новый роман очень насыщен документальными материалами, свидетельствами, фактами, поэтому имеет большое объем. Повествование при этом должно быть художественно и красиво. Авторы говорят с читателем не как советские журналисты (отстраненно, официально, сухо), а выражают ему свое отношение, беседуют «без галстука». Этот же принцип мы сейчас наблюдаем в современной журналистике, когда корреспонденты и ведущие субъективны, эмоциональны и используют максимум наглядности и зрелищности для выражения мысли. Такая подача делает факт объемным (но, как мы знаем, может и исказить его).

Для достижения этой объемности факта автор становится участником действия и рассказывает от первого лица, проверяя все сказанное на себе. К примеру, если он пишет о жизни бродяг, он сам должен стать бродягой и внедриться в это маргинальное сообщество. Примером может послужить Нелли Блай, которая пролежала 10 дней в психиатрической клинике, чтобы рассказать о том, что там происходит.

«Новый журнализм»: примеры

Норман Мейер «Мерлин Монро»
Хантер Томпсон «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»
Трумен Капоте «Хладнокровно»

Криминальный роман Трумена Капоте «Хладнокровно», как синтез документалистики и беллетристики

До блестящей работы Капоте Новый журнализм не был признан в широких кругах. Он написал роман, как визитную карточку целого жанра. Книга представляет собой документальный репортаж: история, как роман, и роман, как история. В нем все реально, вплоть до казни убийцы. Публикация пользовалась беспрецедентным успехом (4.000.000 экземпляров).

Книга посвящена расследованию дела об убийстве семьи Клаттеров. Злоумышленники проникли в дом, нашли всего 40 долларов, но при этом перестреляли всю семью, включая детей. В преступлении не было никакого мотива, этот факт существенно тормозил следствие. Однако один заключенный проговорился относительно того, что его сосед по камере, услышав от него о богатстве фермера, вознамерился его убить и ограбить. Двоих преступников нашли и приговорили к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение спустя несколько лет.

Соотношение факта и беллетристики в романе «Хладнокровно»

Роман «Хладнокровно» — уникальное соотношение факта и вымысла. Автор достиг баланса того и другого. Работе он посвятил всего себя и едва не сошел с ума, пока разбирался в резонансном деле об убийстве Клаттеров. Как никак, двое молодых людей из неблагополучных семей ни за что, ни про что расправились с целой семьей. Весь штат встал на уши, а сам Капоте был в таком же напряжении, как и группа следователей. Оно не проходило, даже когда виновных уже нашли и арестовали, ведь вопрос о наказании долгое время оставался открытым. Смертная казнь вызывала много толков, это судебное решение оспаривали несколько лет, и полемика вновь и вновь возвращала интерес к роману.

Капоте полностью воссоздал события той роковой ночи, как и предыдущего дня, и хода расследования в целом: те же машины, тот же маршрут, та же еда и так далее. Все это он описал захватывающе, искусно расставляя факты и детали по своим местам. Были проведены десятки интервью, сотни поездок и встреч, поэтому недостатка в материале нет: чудовищный факт хладнокровного убийства приобрел объем и общественную значимость, в которой люди отказали бы преступлению в обыкновенной газетной сводке.

Как в романе сочетается факт и вымысел? Те фразы и действия, что были произнесены и выполнены преступниками по дороге на ферму «Речная долина», автор придумал сам. Также он представил сцену убийства, домысливая некоторые реплики и детали. Однако он не просто их выдумал. Известно, что он неоднократно беседовал с убийцами и регулярно навещал их. Капоте уже знал, с кем имеет дело, поэтому смог представить себе, что говорили и делали эти люди той ночью. Он не исказил, а лишь дополнил факт – это пример симулякра (что это?), свойственного постмодернистской литературе.

Анализируя случившееся, автор склонен винить американский общественный строй, а не самих преступников. Они стали продуктом, точнее, отбросом тех добропорядочных американцев, которые не считали себя причастными к их судьбам. Обе семьи, воспитавшие мальчиков, проявили преступную халатность по отношению к ним, как и многие воспитатели, учителя и родственники. Одного из них жестоко били, родители его пили и развратничали, поэтому толком не обеспечили его будущее и не дали той нравственной основы, которая могла бы его остановить. По факту, Перри мстил всем тем, кто обидел его и лишил возможности учиться (его самой заветной мечтой было образование!). Ричард имел очень высокий интеллект, но тоже не смог его реализовать нигде, кроме мошенничества, и, попав в дурную компанию, стал закоренелым преступником. Этих молодых людей тюрьма, куда они попали за преступления средней тяжести, сделала только злее и порочнее. Именно там они узнали о Клаттерах, именно там Ричард спланировал ограбление без свидетелей.

Тщательно исследуя биографии преступников, автор понял, что все общество состоит из таких же несовершенных людей, только их проступки и недостатки незаметны, хотя наносят, может быть, даже больший вред. Когда монахиня била, унижала и наказывала маленького ребенка, разве она не была одной из причин той трагедии? Была, как и десятки людей, которые так или иначе повлияли на других и настроили их против всего мира. Таким образом, Капоте перводит стрелки на систему, указывая на то, как неправильно мы воспитываем детей, как программируем их на преступление и вынуждаем на протест. Всем наплевать на бродяг, никто не попытался всерьез помочь им и показать, что род человеческий не так уж плох, как они привыкли видеть в своих трущобах. «Хладнокровно» — это социологический памфлет, где автор обличает все общество.

Понятие нонфикшн литературы

Нонфикшн – это синтетическая культура, появившаяся в 60-е годы 20 века (одна из ее разновидностей – новый журнализм). Это беллетризация факта, соединение информационного и развлекательного контента. Постепенная шоутизация культуры привела к тому, что даже узкоспециализированные темы стали превращаться в развлекательные продукты. Эффектность, которую так полюбила массовая аудитория, теперь проникла практически во все жанры и направления. Сухие научные факты, например, приобрели яркие краски и увлекательную форму, легко воспринимаемую читателем.
Признаки нонфикшна:

  • Обязательная достоверность материалов
  • Полное погружение автора в исследуемую тему
  • Интимная и эмоциональная манера письма
  • Прямые обращения, диологичность
  • Неформальная манера подачи информации
  • Чередование вымысла, отклонений от темы и фактов
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector