Анализ романа Сервантеса «Дон Кихот»

«Дон Кихот» Сервантеса относится к произведениям, определяющим мировую литературу. Название романа на слуху даже у людей, далеких от чтения, что говорит о значимости этого текста. На первый взгляд произведение походит скорее на приключенческий роман, чем на сочинение мирового масштаба, однако раз оно столь значимо для всего человечества, в нем определённо есть потаенные смыслы, которые следует найти.

История создания

Сервантес написал данный роман в последнее десятилетие своей жизни. Сочинял автор и до этого, но то был труд ради безбедного существования, которое у творца случалось редко. Его ранние сочинения — это драматические произведения и новеллы, в центре которых были назидательные идеи. Обеспокоенный упадком общества и человеческих ценностей он отражал свои беспокойства в литературе. «Дон Кихот» же стал тем произведением, где все эти идеи обрели наиболее полную и законченную форму.

Известно, что Сервантес состоял на военной службе и принимал участие в сражениях, о чем его государство очень быстро забыло. Доживающий свою жизнь в нищете, но умудренный опытом и повидавший многое скиталец, собрав весь свой потенциал, издал первую часть романа в 1605 году. Произведение показалось читателю настолько интересным, что некий автор решил написать продолжение. Это побудило Сервантеса закончить свое сочинение, и второй том увидел свет в 1615 году, незадолго до смерти гения.

Суть

Популярность первого тома романа еще при жизни автора объяснялась приключенческой основой текста и его новизной. Сочинение Сервантеса весьма разнообразило жанр. Но если тогдашняя популярность могла быть обязана жанровой необычности и множеству невероятных приключений героев, то интерес к «Дон Кихоту» спустя 400 лет обязан более глубинным смыслам произведения. Оно имеет множество функций и особенностей.

Так как произведение во многом политическое, Сервантес был вынужден писать осторожно. Автор настолько хорошо спрятал многие задуманные им смыслы, что сегодня некоторые из читателей не понимают гениальности этого сочинения и считают его не более, чем хорошим приключенческим романом. Основная цель писателя — борьба против двух крайностей — против феодального засилья (старый мир) и против небывалой прежде жажды наживы (новый, буржуазный мир). По сути обе проблемы от невоздержанности человека, от его желания обогатиться за счет другого. Поэтому властные особы показаны скудно, и жизнь их ничем не примечательна. Жизнь же низших сословий — бедных крестьян и даже мелких разбойников — литератор описывает во всей ее полноте, нередко приукрашивая, ведь у них Сервантес видит тот бодрый человеческий дух, который так уважается им как гуманистом. Этот дух есть у главного героя. В нем, более того, есть и сам автор, который всю жизнь стремился делать мир лучше и быть полезным обществу, однако только и делал, что терпел неудачи.

Главные герои и их характеристика

  1. Дон Кихот — это одна из сторон личности идальго по имени Алонсо Кехано. Последний лишь выбрал для своего «рыцарства» имя, которым и был назван роман. Дон Кихот занимает большую часть произведения, Алонсо же выступает лишь тогда, когда главный герой приходит в рассудок. Отважный и безрассудный рыцарь является человеком, который верит в идеал и стремиться изменить мир к лучшему. Своими целями в жизни он видит помощь слабым, защиту угнетенных и несвободных, улучшение общества. Несмотря на то, что все его старания несут только вред, он не замечает этого, так как идеал затмил ему рассудок. Автор сопереживает ему и с помощью преувеличения его «отрицания реальности» показывает в нем себя. Образ Дон Кихота является отражением такого типа человека из реальности. Люди с подобными взглядами и результатами действий встречались и будут встречаться в мире всегда, из-за чего данный образ сегодня называют вечным.
  2. Антагонистом Дон Кихота в романе является Санчо Панса. Если бедный идальго встал на стезю «рыцарства» добровольно, то крестьянин согласился ехать с героем с целью нажиться. Если Дон Кихот олицетворяет слепую веру, то Санчо более рационален и быстро понимает бессмысленность затей господина. Кроме данного серьезного различия, у персонажей есть и сходства. В некоторые моменты они оба бывают мудры. Например, в известном моменте, где Дон Кихот дает советы другу относительно правления островом.
  3. Одним из объектов мотивации Дон Кихота, а также его идеалом является Дульсинея Тобосская. В реальности, это крестьянка Альдонса Лоренсо, которую Дон Кихот видел всего раз, и которая не знает даже о существовании своего «рыцаря». Все свои подвиги он совершает в ее честь. Она – Прекрасная Дама, платоническая любовь к которой вдохновляет воина на подвиги. Этот типаж героини был популярен в средневековой литературе. Этот персонаж нужен с целью дополнения образа главного героя. Также автор с ее помощью показывает бескорыстность действий Дон Кихота. Крестьянка в роли благородной дамы сердца не только упрочила комический эффект произведения, но показала реальные воззрения писателя на социальное неравенство. Сервантес уравнивает сословия в правах, не делая различия между госпожой и простолюдинкой. Какая разница, если женщина действительно красива? В этом изящном перевоплощении выражается уже упомянутый гуманизм автора, который намного опередил свое время.

Темы

  • Основная тема романа — идеал. Автор, который сам некогда верил в значимость собственных поступков, теперь словно проводит тезис о том, что геройство — это скорее занятие глупое, чем благородное. Это демонстрируют комичные попытки Дон Кихота изменить мир к лучшему. Они приносят страдания как ему самому, так и тем, кому он хочет помочь. Однако полного разочарования Сервантес в своих нравственных установках не достиг. Потому стремления к хорошему автором одобряются, но читателю ясно, что это не совсем те стремления, что были у главного героя.
  • Следующая тема романа «Дон Кихот» — социально-политическая. Действие произведения происходит во времена встречи двух важнейших стадий развития цивилизации — феодализма и Нового времени. Сервантес выступает против феодализма с его абсурдным устройством, предрассудками и угнетением крупнейшего сословия. Но и новая система автора не радует, так как она также, как и старая подразумевает зависимость народа от порочности и самодурства власть имущих. Именно поэтому для него бедный крестьянин честнее и лучше, чем любой политический деятель.
  • Обе названные темы являются частями одной большой — темы назидания. Автор показывает читателю, что будет, если слепо верить своим установкам и подкреплять их действиями, идущими вразрез с разумным поведением. В тоже время без эталона и вдохновения человеку не обойтись. Для Сервантеса этим образцом является гуманистическое мировоззрение. Данное явление только приживалось в Испании времен жизни автора, поэтому идеи гуманизма он продвигает завуалированно. Они встречались в его предыдущих сочинениях, и в романе о Дон Кихоте обрели полную форму, иллюстрирующую все стороны жизни, где нужен гуманизм.

Проблематика

  • Основная проблема романа — соотношение идеального мира и мира материального. Идеальный мир — это мысли, начинания и цели Дон Кихота. Мир материальный — все то, с чем он действительно сталкивается на своем пути. Герой редко считается с законами действительности, а потому ему трудно оценивать пользу своих поступков, но для читателя данный контраст отчетливо виден.
  • Вторая важная проблема — это проблема несправедливого общественного устройства. Роман Сервантеса не имеет злободневного основания лишь на первый взгляд. На страницах двух обширных томов очень детально описывается мироустройство начала XVII века. Здесь встречаются персонажи различных сословий, интересов и видов занятий. При всей идеализации жизни крестьянина, автор является одним из немногих, кто так широко затронул проблему зависимости и угнетенности низшего сословия и феодального уклада жизни в целом.

Смысл

Изначально идея романа «Дон Кихот» была направлена на то, чтобы показать бессмысленность старого уклада жизни. Сюда можно отнести и феодализм с его нищетой и бесправием, и полную нелепых условностей рыцарскую культуру, которая привлекательна лишь на страницах романов, и предрассудки церковной идеологии, которая господствовала в Испании сильнее, чем где-либо. Данные вопросы тесно перекликались с политической тематикой, которая не могла не волновать Сервантеса. Это стало основой «Дон Кихота». Однако в процессе создания текста автор существенно обогатил первоначальный замысел, затронув философские аспекты человеческого бытия. Комичные ситуации вроде сражения с мельницей стали глубокими и трагичными метафорами и аллегориями нашей жизни, исполненной ненужной суеты и слепящей видимости в ущерб действительно значимому содержанию. Писатель изобразил зияющую бездну между мечтой и явью, которую каждый преодолевает по-своему, но все наши потуги со стороны смотрятся также смешно и нелепо, как странствия обедневшего идальго. Горькая усмешка кроется на страницах остроумной и жестокой книги, повествующей о жизненном пути всего человечества в образе одного чудака.

Если другой гений той же эпохи Франсуа Рабле, обличая схожие стороны жизни, вынужден был публиковаться анонимно, то Сервантес использовал приключенческую канву, которая хорошо скрывала весь его гнев и неприятие мироустройства его времен и времен, что долго длились и до него.

Значение

«Дон Кихот» был востребован еще при жизни автора. Это и побудило его к созданию второго тома, где он закончил историю о приключениях своего «рыцаря». На протяжении 400 лет интерес к роману не угасает. Дон Кихот, благодаря своей показательности, стал вечным образом, а роман из-за разнообразия жанровых и художественных особенностей стал мостом между романами старого и нового типов. Многие литературоведы даже утверждают, что в основе сюжета большинства современных книг лежит история о мечтательном идальго, обогащенная новыми деталями и перипетиями, но не изменившая своей сути.

Критика

Истолкование романа и интерпретация всех его глубинных смыслов, что мы сейчас кратко обозначили, в основном пришлось на XIX век. О контрасте образа Дон Кихота высказывались поэты и писатели романтизма, например, Шеллинг, Байрон и Вордсворт. И. С. Тургенев, анализируя в своей статье два вечных образа — Гамлета и Дон Кихота — назвал второго натурой деятельной и простой, а первого натурой глубокомысленной и пафосной, а В. Г. Белинский высказался о произведении Сервантеса, как о первом романе Нового времени. Выход книги он назвал началом эры нового искусства.

Так, благодаря активной деятельности исследователей и критиков сегодня мы имеем полное истолкование этого выдающегося произведения, и оно уже не кажется нам простым приключением, а предстает тем гениальным текстом, каким и задумывалось.

Автор: Илья Кузьмин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector