Что такое антихайп? Анализ творчества Славы КПСС 

Антихайп ренессанс – что это?

Антихайп ренессанс – это относительно новое движение питерских рэперов, возникшее на базе объединения Вити СД «Ренессанс», к которому примкнули представители новой школы. Именно с этого события принято исчислять историю этого коллектива. Участники Антихайпа организуют коллективные концерты, записывают совместки и фиты, даже выпускают мерч, но при этом сохраняют финансовую независимость и высокую степень индивидуальности. В этом отличие этого бандформирования от классического лейбла

Кто создал Антихайп? Отчасти его основателем считается Витя СД, однако по-настоящему известным  объединение стало лишь после того, как к нему присоединились питерские эм-си Слава КПСС, Замай и Букер. Состав Антихайпа разнороден и подчеркнуто лишен единой стратегической направленности или единого стиля. Сплотить их может лишь тот факт, что все они, так или иначе, батлят.

Кто состоит в Антихайпе? Самые известные люди в Антихайпе – это уже упомянутые Слава КПСС, Замай, Букер и СД. Кроме того, вот кто входит в Антихайп (судя различным источникам из всемирной паутины): группа UnderWHAT?, Тот Самый Коля, Дуня, MiDo, Монк, CODDY, Aux, ХХОС, Херова Жесть, группа Ежемесячные, Satan Hussein, ALX Beats, ИNKKИ, UNDA SCOPE, MF Док.

Команда антихайпит по всем городам и весям, но не в полном составе: в основном, выступают четверо самых известных ее участников. На вопрос «Чей антихайп» можно ответить с некоторой долей риска (утверждение подтверждено лишь в одном источнике): его исполнительный директор – Андрей Замай. Но это не точно…

В чем суть названия Антихайп?

Прежде чем пускаться в поиски ответа на вопрос: «Что такое антихайп?»,- следовало бы понять, что есть «хайп». Сейчас этим словом бросаются направо и налево, не понимая его точного значения. На сегодняшний день самым популярным (но не самым точным) определением «хайпа» является «слава», «шумиха вокруг какого-то события или персоны», но все немного сложнее. Изначально «хайпом» назывался «получивший широкую популярность мошеннический проект» и, скорее, от этого определения пляшет Слава КПСС. В конце концов, оправданное почивание на лаврах не так уж и плохо, это закономерно и заслуженно. А вот когда выстреливают вещи алогичные, безнравственные и глупые, то это становится бедой. Хотя нельзя отрицать, что безнравственностью веет и от творчества Славы вместе с его командой единомышленников. Но здесь все не так однозначно. Его «антихайп» несет в себе тему жизни настоящего художника, который «должен быть голодным», не воспринимать свою растиражированность как мерило успеха, фокусироваться на творчестве, а не на его результате. Этому есть множество подтверждений в строках его песен, и если до этого вы воспринимали Славу, как грязного, аморального battle mc, то мы постараемся доказать, что в его своеобразном творчестве есть зерна правды, вполне здравый смысл и порой даже проникновенный лиризм.

При чем тут Слава КПСС, хайполовы?!

В современном обществе, которое переполнено обилием различной информации, планомерно теряется авторитет книг. Множество литературных ресурсов (в том числе и наш сайт) пытаются продвигать если не культ чтения, то хотя бы любовь к нему. Но и мы понимаем, что стоит учитывать реалии сегодняшнего дня, поэтому ищем следы литературы в других видах искусства, которые выходят на первый план.

Сейчас поэзия, положенная на музыку, выглядит привлекательней, чем её старшая, «немая» версия. Оттого в России закономерно набирает обороты рэп, который после прихода Оксимирона в индустрию стал иметь намного больше сходств с литературой, чем когда-либо раньше. Вместе с ним планка качественного продукта неуклонно поползла вверх, а тогдашние троны королей «уличного рэпа» пошатнулись, заставив атлантов расправить плечи и бороться за влияние с неизвестным доселе ноунеймом. Но сейчас только ленивый не знает о существовании Мирона Яновича Фёдорова, который собирает «солд ауты» почти на всех своих концертах, поражая публику неимоверной начитанностью и широким кругозором. Вот с этого прихода и начинается дикий хайп вокруг его персоны, порождая не только новых фанатов, но и ненавистников. На этой почве пытались взойти многие доморощенные «эм си», вступив в конфликт с нынешним «королем игры». Как говорил сам Мирон: «Я реанимировал сотни карьер, даже тех, кто меня ненавидит». Но столько же он и похоронил (всем известен печальный опыт Джоннибоя). Многие рэперы разделились на два фронта: поддерживающих (откусывающих от большого пирога хайпа по кусочку) и порицающих (пытающихся забрать этот пирог целиком).

Одним из самых ярких, самодостаточных и конкурентоспособных «хэйтеров» Мирона является ныне Питерский МС Слава Карелин (он же Слава КПСС, Гнойный, Соня Мармеладова, Валентин Дядька, Бутер Бродский). Он смог подогреть такой интерес к своей персоне, что сам Окси вызвал его на Versus, который должен состояться этим летом. Да и действительно, это серьезный соперник, постоянно выпадающий в сторону Мирона с обвинениями в «попсовости» оного.

Все творчество Славы Карелина завязано на протесте против массовой культуры. Если посмотреть на его ранние работы, которые состояли преимущественно из баттл-рэпа, то можно заметить, что он не просто унижает соперников, но и постоянно противопоставляет себя своим оппонентам. В этом подходе уже видны зачатки того, что позже аккумулируется в емкое понятие «антихайп» и становится визитной карточкой рэпера. Это своего рода философия жизни, включающая в себя множество затрагиваемых вопросов культуры и искусства.

Анализ творчества Славы КПСС

«Я люблю вейп, оверборд и кепку «винс»
Мои песни есть в айтюнс, моя Мекка — город Квинс»

Сам Слава, как известно, был и остается сторонником панк-культуры. Больше всего он любит свою коричневую куртку, песни его всегда в свободном доступе, а Мекка — скорее притон или бар, чем город Квинс. Упадочный андеграунд, неприятие массовой культуры — в этом весь он. Для просвещенного слушателя подобные строки явно прозвучат странно. Так оно и есть. Ведь рэпер изображает не себя, а рисует карикатурный портрет современного поколения: обладание новомодными гаджетами, склонность к ношению только брендовых вещей — это базовые ценности новых людей. Они кичатся внешними атрибутами, не уделяя внимания духовным качествам. Весь их внутренний мир — в значке на рубашке или кроссовках. Слушая эти строки, мы невольно вспоминаем Яникса, который, пропагандируя такой образ жизни всерьез, сделал на этом популярность (читай, хайп):

«Больше, больше, больше лаве.
Чтобы быть на высоте
Dolce, Gucci, ну и т.д.»

Слава презирает эти псевдо-ценности, высмеивает их, но его гложут не столько они, сколько их постоянно увеличивающаяся популярность. Именно тут и запускается машина «антихайпа», ведь модники были всегда: от денди до хипстеров, с них взять нечего, но вот когда модником становится каждый третий, даже тот, кто не может себе этого позволить, он считает нужным вмешаться и вылить потоки грязи на них. Отчасти он прав, но вместе с этим создается впечатление, будто этот протест создается больше ради самого протеста, будто рэпер наслаждается этой критикой, чувствуя себя не таким как все. Опять же вспоминается момент, когда в баттле против Rickey F Слава сравнивает себя с Жаном Жене. Это очень показательное и во многом точное сравнение. Мало кто за пулеметной читкой не то, что бы обратил на это внимание, но и просто разобрал имя писателя в тексте. А стоило бы, ведь французский писатель в свое время тоже вызывал горячие споры по поводу своих произведений. Преимущественно его герои — жители социального дна, похлеще, чем у Горького, а что это, как ни самый настоящий «underground», сторонником и защитником которого себя считает и Слава КПСС. Жене однажды написал о себе: «Я решил отрицать мир, который отрицал меня». Эта, самая что ни на есть нигилистическая, позиция периодически проглядывается в текстах рэпера.

«Горжусь их хэйтом, этим отторжением среды
Ведь как Электро я питаюсь напряжением в сети».

И в совместном треке-гимне «Антихайп» с  Замаем и zoo in space последний будто вторит этим словам:

«В тени 12 лет, нравится быть против,
По*уй на путь в топы — там рэперы в колготах»

андеграунд

Получается, что своими текстами он не собирается «переворачивать игру», показывать людям новые ориентиры, за которыми можно следовать, это больше просто развлечение и интересный, немного прибыльный досуг. «Мы простебали все, что ты считал серьезным рэпом»- говорит Слава слушателю. Может, оттого и кажутся его треки нарочито плохими, текста иногда глуповатыми, а сам рэпер сумасшедшим? Это похоже на тонкий стеб над всеми, в том числе и над слушателями, которые видят в нем соперника Оксимирона за трон «короля игры». Он не стесняется говорить о том, что ему все равно на мнение людей о нем, как на плохое, так и на хорошее, он никогда не метил в топы русского, как сам говорил, «рЕпа», а на упреки в том, что на него свалился неожиданный успех, обычно имеет подобное мнение:

«Пеле на битах, я люблю финтить,
Не токийский дрифт, но люблю крутить!
Каждый Сплиф как лифт, небеса к богам.
Если будет респект, я его продам.»

Это одно из частых обвинений в его сторону. В последнее время ему говорят о том, что он намеренно набрасывается с обвинениями и обличениями только на «хайповых» личностей, что говорит о том, что тот тоже хайпит, только по-своему. И вроде бы можно было говорить о том, что рушится его философия «антихайпа», да только вот Карелин снова изловчается и вполне резонно отвечает, что не изменил своим принципам, хоть и популярность его постоянно растет, он остается санитаром леса, который вычищает его от различных «рэперков»:

«И ты прав, дружок, все прикол
В этой грайм-игре моя ставка — честь.
Да ты прав, дружок, против — хайпожор.
Ведь я пожираю тех, у кого он есть»

Это наводит на мысль, что «антихайп» — не только противопоставление ценностям масскульта, но и выражение полного равнодушия к этой шумихе, витиеватое издевательство над ней. Выглядит и вправду смешно: человек, как снежный ком, набирает популярность, но холодно относится к репостам, респектам, и особенно — своим обожателям. И в случае со Славой трудно сказать, что он лукавит.

«Под землею, как топинамбур,
Насколько мы лютый андер,
Настолько же мы продажны,
Бездушный товар для с*аных вконтактовских маргиналов.
Антихайп на века!
Я хочу, чтоб вы желали мне смерти как никогда!»

Слава КПСС

Слава Карелин — противоречивая личность, которая может в одном своем треке свести совершенно противоположные точки зрения и ничуть этого не смущаться. Его протест с одной стороны — борьба за культуру, с другой же — откровенный стеб над ней. В одном треке он стоит за андерграунд, в следующем — «продает его за военник», говорит, что бога нет, и следом же то, что сам он бог. Непонятно, есть ли какая-то определенная система принципов и единое миропонимание у этого человека, но, скорее всего, не зря он придумал себе разные альтер-эго, которые чередуются с завидной регулярностью. Пожалуй, единственное, что остается пока что неизменным, это idea fix Вячеслава выйти на словесный ринг со своим главным врагом Оксимироном, и, быть может, тогда его концепция протеста разовьется дальше и даст нам пищу для размышления и новых статей, в которых, возможно, будет больше объяснений этой его философии протеста.

Автор: Никита Мигулин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *