Значение образа шинели в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

(429 слов) Рассказ Николая Васильевича Гоголя «Шинель», как известно, посвящен проблеме «маленького человека». В центре сюжета оказывается совершенно обыденная ситуация. У мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина окончательно изнашивается единственная старая шинель; ему приходится откладывать деньги на пошив новой, отказывая себе в самом необходимом. Новая шинель привносит и новый смысл в существование Башмачкина, но вскоре чиновника обворовывают на улице и он теряет драгоценное одеяние. В последствие, Акакий Акакиевич умирает от горя, беспомощности и равнодушия окружающих, превращаясь в призрака и отбирая шинели на улицах Петербурга. 

В контексте кратко обозначенного сюжета становится очевидным, что название рассказа выбрано  не только лишь в соответствии с темой произведения; оно, прежде всего, символично. Шинель становится важным элементом повествования, образом, на котором замыкается смысловое единство всего текста.

Необходимо вспомнить, что шинель – это не просто пальто, а элемент обмундирования государственных служащих.  Для главного героя служба была единственным интересом в жизни, и, кажется, его старенькая шинель постепенно настолько срослась с героем, что стала его второй кожей, соприкасающейся со всем окружающим миром. Вместе с тем, она стала  и символом того ограничения, которое социальная роль накладывает на жизнь Башмачкина. 

Как только у героя появляется возможность надеть новую шинель (то есть фактически сменить старую кожу), он будто по-новому начинает осмысливать себя и окружающий мир. Его мечты и надежды, связанные с ней, позволяют герою вырасти над самим собой, выйти за пределы привычного мира. Подобное приобретение кажется смехотворно незначительным для окружающих, но для «маленького человека» Акакия Акакиевича это значительный шаг вперед.

У читателя также может появиться вопрос: «Если так вдохновила героя покупка новой шинели, то как же мог бы преобразиться герой, если бы ему выпал шанс на достойное существование?».

Однозначный ответ дать сложно. Шинель – символ по-своему противоречивый. С одной стороны, она олицетворяет то новое начало, способное преобразить жизнь героя, но которое оказывается для него недоступным из-за несправедливости общества.  С другой стороны, образ шинели может быть воспринят как мера ограниченности героя, узости его мира и мышления. Вдохновленный новой целью и смыслом, Башмачкин мечтает о красивом меховом воротнике, а не о кардинальных переменах в своей душе и жизни. Вся линия развития личности в глазах героя может быть представлена как путь от дешевенькой шинели до шикарного генеральского сюртука (который, к слову, уже в обличии приведения Башмачкин снимает со своего обидчика).

Таким образом, образ шинели в рассказе Гоголя становится одним из центральных. Он является своеобразным связующим звеном между героем и окружающим его миром, обществом. Шинель становится мерой личности «маленького человека», его второй кожей, созданной для него обществом.  

Справедливым кажется утверждение, что у каждого из нас – своя шинель. Читая рассказ Гоголя, мы, в сущности, встречаем собственное отражение, для одного полностью справедливое, для другого – лишь немного искаженное зеркалом времени и личного опыта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector