Женские образы Тихого Дона: сочинение
Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Женские образы в романе «Тихий Дон». Женские судьбы казачек «Тихого Дона»
Для всех любителей литературы давно уже не секрет, что женские персонажи в романах и образы женщин в произведениях в целом — это не просто возможность разнообразить сюжетную линию или разбавить затянувшееся повествование. Женский образ приходит в книгу так же, как это происходит в нашей жизни — внезапно, эффектно, впечатляюще, и непременно несёт с собой множество перемен…
Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», безусловно, не изменяет лучшим традициям: в произведении мы видим настоящий «цветник» из женских образов, что добавляет лишнего шарма и без того приятному с точки зрения атмосферы произведению. Тем не менее, выделить в особую категорию стоит, конечно же, двух персонажей — Аксинью и Наталью. Добавив сюда Григория, мы получаем типичный (но такой любимый, классический) любовный треугольник, через который, как через театральный бинокль, хорошо прорисовывается психологизм и внутренний мир героев.
Итак, Аксинья. Это центральный персонаж, который привлекает нас, прежде всего, гармонией всех аспектов своей сущности: она сильна духом и при этом красива и самодостаточна, способна на самые глубокие чувства. Именно в её образе мы видим, как это — пылко любить, оставаясь независимой, и оставаться независимой, принося себя в жертву. Своим образом Аксинья опровергает несправедливые стереотипы об опрометчивости и необдуманности действий прекрасного пола — она знает, что делает, предполагая и просчитывая последствия, и в последствие готова за них ответить (вспомним, как она без колебаний призналась мужу в измене). Аксинья — определенно чувственная натура, которая признает лишь то, что диктует ей сердце. За её беззаветное чувство и за стремление отстаивать его перед всем миром нам хочется её уважать. Тем не менее, не стоит забывать, что Аксинья, прежде всего, — слабый и несовершенный человек. Шолохов напоминает нам об этом, раскрывая её с другой стороны, показывая её несовершенства, делая её заложницей собственных страстей и подталкивая к измене Григорию. Несмотря на то, насколько психологически силён этот образ для восприятия читателя, автор хочет предостеречь нас от подобной линии поведения и всячески даёт понять, что любовь, сметающая всё на своём пути, нарушает природное равновесие, а, значит, не может иметь счастливого будущего.
Что же касается Натальи — второй немаловажной героини, — то в ее образе перед нами открывается одна из главных нравственных опор произведения. Наталья — полная противоположность Аксиньи: она — верная жена и хорошая хозяйка, покладиста и трудолюбива, добра и терпелива. Прежде всего, она мать и хранительница очага. Наталья не из тех женщин, что, подобно Аксинье, бросаются в омут, погружаясь с головой в бурю страстей и создавая вокруг себя настоящую эмоциональную драму. Её любовь к Григорию не напоминает тайфун, страшной волной обрушивающийся на предмет обожания, но это не значит, что она любит его меньше Аксиньи. Просто её чувство покорно и высоконравственно, а сама героиня — идеал высшей женской добродетели.
Помимо Натальи и Аксиньи, как уже говорилось, роман богат другими образами женщин. Это и мать Григория Мелехова, которая изображена с невероятной душевной теплотой; и Дарья — жена старшего брата Григория, — которая олицетворяет распутство, лень, хитрость; и Дуняша со своим строптивым характером…
Каждый женский образ в литературе — это отдельная история, отдельная психологическая драма, отдельный конфликт. Это то, что делает любое произведение чуточку интереснее, немного сложнее, капельку сумбурнее и экспрессивнее. Роман Шолохова, конечно, не о женщинах, но как наглядно он демонстрирует нам всю женскую сущность, раскрывая её с разных сторон! Все женщины в романе «Тихий Дон» — украшения, которые повышают его художественную ценность. Ведь кто, как не женщина, может одним своим присутствием изменить то, что много лет оставалось нетронутым и скрытым от человеческого взора?..
Автор: Анита Миами