В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?
(258 слов)
Тема поэта и поэзии встречается у многих русских писателей. Эту разновидность лирики можно назвать отчетом о творчестве поэта, когда он «оголяет» свои мысли и представляет читателю свою музу. Он высказывается о своем видении искусства и его предназначения. Данная тема встречается и у Бориса Пастернака.
Поэт считал себя лишь художником, который переносит красоту природы на бумагу. Эту мысль в начале своего творческого пути он выражал с присущим футуризму эпатажем. Например, использовал травестию (литературный прием), сравнивая поэзию с губкой:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Земной садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Автор не раз говорил, что природа создает искусство, а поэт становится соавтором, открывает прелести, невидимые глазу обычного человека. Он описывает любое природное явление, как что-то необычное. Искусство требует отбросить «обывательский» взгляд, а душа творца утрированно чувствует и восхищается каждой, казалось бы, мелочью. Даже тоскливые снежные пейзажи вдохновляют его:
Всю зиму пишет снег этюды,
И у прохожих на виду
Я их переношу оттуда,
Таю, копирую, краду.
«Зрелый» Пастернак наделяет поэзию мессианской идеей: она бескорыстно служит душе и чуждается громкой славы. Автор пишет, что «цель творчества — самоотдача», то есть подразумевает, что тяжел крест поэта, ведь он отдает всего себя во служение людям. Он заботится об их духовности и нравственности, учит их видеть прекрасное в обычном и красиво, нетривиально выражать свои мысли и чувства. «Ничего не значить», по Пастернаку, позорно, так он отвергает бессмысленную поэзию формы и настаивает на исключительной важности содержания.
Автор: Анастасия Федорова