В чем отличие театра Расина от театра Корнеля?

В любом виде искусства, будь то литература, живопись или театр, всегда нужно понимать,  в каких обстоятельствах жил и творил свои шедевры автор произведения. Политическая обстановка, экономическое положение в стране, социальный статус родителей — всё это накладывает неизгладимый отпечаток на каждого творческого человека, который возложил на себя ответственность отражать современную действительность в искусстве.

Кто такие Корнель и Расин?

Пьер Корнель и Жан-Батист Расин — два главных представителя французской драматургии XVII столетия. Их благородный классицизм, изысканные драмы и комедии актуальны сейчас, их изучают культурологи и драматурги всех стран мира, почитая их как образцы жизни и борьбы французского народа эпохи Ришелье, а также великой революции. Произведения авторов во многом похожи, на первый взгляд, но стоит заметить, что имеют колоссальные различия в структуре личностей персонажей, их мировоззрения и подачи самой пьесы зрителю, которая напрямую связана с жизнью современных на тот момент французов.

Особенности театра Корнеля

Всё творчество Пьера Корнеля нельзя назвать полностью «трагичным», драматург попробовал себя во всех жанрах, одно из первых его произведений «Мелита» было написано в жанре комедии, но всё-таки историкам и современникам он известен как мастер трагедии. Франция, на момент творческого подъёма Корнеля, представляла собой чистый абсолютизм, который укоренился у власти, подминая под себя и искусство внутри страны. Главной целью было поднять престиж национального театра и сделать его рупором государственной идеологии. Таким образом, искусство «оторвалось» от своего народа.

Герои и образы

Герои Корнеля были возвышенными борцами, людьми чести и долга. Вся борьба происходила не в действии: классицизм отринул традиции дуэлей, убийств и беготни на сцене, ведь считалось, что это лишь отвлечёт зрителя от главного трагизма, который происходит внутри психологических терзаний героя произведения. Корнель был приверженцем классицизма не случайно, в то время вся французская идеология искусства строилась на строгом соблюдении канонов жанров и стилей, любой творец был обязан создавать свои произведения в рамках отдельного жанра и совершенствоваться внутри него. Деятели культуры понимали, что ограничения стесняли, но в то же время они являлись благотворными для развития таланта и возвышения его над усредненной, мещанской реальностью толпы. Дух точности и дисциплины витал над Корнелевским Парижем! Долой романтичные сцены, на сцене должен сиять огонь холодного разума, только исторические сюжеты и никаких любовных драм.

Новаторство

Нарушение драматургом канонов классицизма тоже имело место быть. Новаторство всё же присутствовало в творчестве Пьера, например, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человеческих и стоящих выше обыденности, но в то же время оживил спектакли, привив им элементы испанской драматургии: эмоциональность, движение, пылкость.

Особенности театра Расина

Время идёт, Франция меняется, вместе со своим народом, и герои Жан-Батиста Расина выходят на «главную» сцену страны. Театр по-прежнему всё так же изыскан и аристократичен, никто не пытается изменить мир, классицизм крепко держит свои позиции: три единства, чёткость построения действий, а герои — принцессы и короли. Поменялось одно — Франция больше не верит в Корнелевского героя. Больше нет выбора между семьёй и отечеством, на смену чистой гражданственности приходят чувственность и эгоизм. В жизни нового француза больше нет мест героизму и политике, теперь он думает о себе.

Герои и образы

Герои Расина были пылкими, они мгновенно принимали решения и тут же выполняли задуманное. Что интересно, в своих произведениях он обращается в античной идее Рока, теперь новые олицетворения Франции доверяют свою жизнь сверхъестественной силе, которая ведёт их вперёд. Вообще, как признавался сам автор, греческая мифология во многом помогла ему осмыслить концепцию собственной жизни и жизни своих современников.

Новый герой французского театра теперь интересуется делами любви и ревности, он поддаётся чувственным порывам. Все вопросы политики отошли на второй план, этим занимается монарх. Несмотря на смену общественного настроения, классицизм остался на прежнем месте. Расин не ломает сюжет, не противится канонам, всё в рамках жанра, но теперь это история другой Франции, которую строят пылкие герои революционной страны.

Новаторство

Логика поведения героев Расина зиждется на ренессансной идее превосходства эмоций и страстей над разумом. Чувства управляют людьми гораздо чаще и эффективнее, чем расчет. Например, когда драматург изображает в произведении носителя власти, то мы видим, как он разрывается между тягой к наслаждениям и гуманистической этикой, ответственностью, долгом перед страной. Автор описал множество коронованных фигур, которые одурманены алчностью и делают выбор в пользу прихоти и каприза. Чем они отличаются от действующих лиц Корнеля? По сравнению с целостными характерами его героев, мы можем наблюдать достаточно динамичный психоанализ, который демонстрирует Расин через эмоциональные потрясения. Перерастание героя монарха в деспота, описанное через детализацию всех этапов его «развития». Придворная среда пьес представляет собой нечто гнетущее, жадное, в ней всегда идёт борьба за власть, плетутся интриги и каждый готов дать отпор и защитить свою жизнь. Основные черты драматургии Расина: лицемерие, лживые люди, корыстные поступки и тёмная сторона человеческой личности, образующие напряженный конфликт и трагическую развязку.

Кто лучше?

Время — самый верный судья, а для искусства ещё и надёжный палач. Пьер Корнель умер в бедности, его произведения признали лишь после Великой Французской революции, а Жан-Батист Расин имел связи с самыми влиятельными людьми своего времени, снискал очень авторитетное покровительство и дружил с королём Людовиком XIV. Пьесы Корнеля и Расина оставили след в истории французского искусства и всей мировой драматургии, они показали свою страну такой, какой её чувствовал каждый французский гражданин.

Автор: Мария Васютинская

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector