Трагифарс «Лысая певица»: в чем смысл пьесы?

История создания пьесы «Лысая певица». Как появилось название?

«Лысая певица» — это дебютная работа франко-румынского драматурга Эжена Ионеско. Она была написана в 1948 году и впервые поставлена Николя Батаем в парижском Театре полуночников; премьера спектакля прошла 11 мая 1950 года. Нетрудно догадаться, что пьеса не имела успеха до тех пор, пока признанные деятели культуры не поддержали её. С 1957 года «Лысая певица» вошла в репертуар Театра на улице Юшет. На сегодняшний день во Франции пьеса считается классической.

«Прошло семь лет с того момента, когда в Париже сыграли мою первую пьесу. Это был скромный успех, посредственный скандал» Ионеско о ЛП

Вдохновение к драматургу пришло во время изучения английского языка по книге Альфонса Шереля «Английский без труда».

Ионеско о создании пьес: «Я добросовестно переписывал фразы, взятые из моего руководства. Внимательно перечитывая их, я познавал не английский язык, а изумительные истины: что в неделе семь дней, например. Это то, что я знал и раньше. Или: «пол внизу, потолок вверху», что я тоже знал, но, вероятно, никогда не думал об этом серьёзно или, возможно, забыл, но это казалось мне столь же бесспорным, как и остальное, и столь же верным…»

Это ощущение переросло в замысел после появления персонажей «г-н и г-жа Смит». К удивлению Ионеско, госпожа Смит рассказала мужу, что у них уже несколько детей, что они проживают в окрестностях Лондона, что они носят фамилию Смит, что у них есть служанка, Мэри, которая, как и они, англичанка. Интересным открытием в г-же Смит Ионеско показалась методика поиска истины в диалоге. Для драматурга клише и трюизмы пособия приобрели черты нелепой карикатуры, а сам язык потерял свою целостность и распался на ничего не значащие фразы-клише.

В результате, Ионеско принял решение написать абсурдистскую пьесу под названием  «Английский без труда». Она была написана на румынском языке, а затем он переписал ее на французском. Современное название драмы «Лысая певица» появилось в результате оговорки актера на репетиции.

Способы организации сценического действия в пьесе «Лысая певица». Символический план повествования

  1. Сюрреалистическая театральность (причудливые костюмы и маски, бессмысленные реплики, провокации в адрес зрителя).
  2. Принцип нарушения причинно-следственных отношений. «Лысая певица» с самого начала демонстрирует нарушение причинной последовательности. Например, реплика госпожи Смит:

«О, девять часов. Мы съели суп, рыбу. Картошку с салом, английский салат. Дети выпили английской воды. Сегодня мы хорошо поели. А все потому, что мы живем под Лондоном и носим фамилию Смит».

В этой тираде нет логических связей, их место жительства никак не влияет на обед и его качество.

  1. Создание абсурдной реальности. Герои антипьесы совершают необъяснимые с нашей точки зрения поступки, так как они существуют в абсурдной реальности: заканчивают «институт йогурта», труп Бобби Уотсона через четыре года  после  смерти является теплым, а хоронят его через полгода. Мистер Смит замечает, что «это был красивейший труп». Абсурд – это нечто необычное, перевернутое, но не с отрицательной коннотацией. Это просто дурачество, призванное порвать все логические  связи с реальностью. Именно так порой выглядит наш «разумный» мир, если взглянуть на него без розовых очков, как сделал драматург.
  2. Революционная композиция: антиконфликт и антисюжет: исчезает всеми любимая формула завязки-кульминации-развязки. В то же время текст закольцован (кольцевая композиция), то есть Ионеско переосмыслим классическую модель, а не вовсе отказался от нее. Пьеса уходит в бесконечность, перед нами сменяется цикл: герои меняются местами, и все повторяется. По традиции пьеса кончается занавесом, но канон рушится, и действие не заканчивается.
  3. Антивремя: часы бьют 0, 17, 33-36 раз. Часы «отбивают семнадцать английских ударов». Сначала эти часы били семь часов, потом три часа, затем смолкли, а потом и вовсе «расхотели отчитывать время». Часы не могут больше отмерять время потому, что мир утратил свойства реальности, перед нами абсурд чистой воды.
  4. Звонок звонит, но никто не входит — это свидетельство того, что никого нет, когда раздается звонок. Значит, сама реальность не может дать знать о себе, так как никто не знает, что это такое.
  5. Пространство: комната – нереальное, алогичное пространство. Например, пожарный звонит в дверь, его не слышат, а если слышат, то нет пожарного.
  6. Ремарки. Ионеско делает в пьесе такие пометки, которые не призваны помогать режиссёру, как это принято, они наоборот его путают.
  7. Антигерои: в пьесе «Лысая певица» нет характеров, есть персонажи-марионетки, безличностные и унифицированные, как люди, живущие в клишированном мире заученных, но непонятых фраз.
  8. Название. Лысая певица упоминается всего один раз, и то между делом.
  9. Десемантизация речи: вместо языка автор использует различные топики на английском языке, конвейерные словосочетания, которыми люди обмениваются, не думая. В этих языковых единицах форма и содержание расслаиваются и теряю связь друг с другом. В итоге, получается не беседа, а коммуникация. Скорее всего, автора вдохновили фашистские лозунги, которыми изъяснялся его отец, закоренелый конформист, который подстраивался под все режимы, лишь бы сохранить комфортные условия существования.
  10. Приемы нагнетания абсурда у Ионеско: нагромождение одних и тех же ФИО, супруги, не узнающие друг друга, рокировка хозяева-гости, гости-хозяева, косноязычие, поток оксюморонов и т.д.

Специфика конфликта в пьесе «Лысая певица»

Столкновение консервативного мещанского мироустройства и новой протестной силы нонконформистов театра абсурда (что это?). Пьесы Ионеско, написанные в жанре трагифарсов, пародируют бытие человека, низведенное до уровня механического функционирования. Пьеса Ионеско учит нонконформизму, развенчивает мелкого буржуа как тотального конформиста, как человека воспринятых им идей и лозунгов. Ионеско нападает на этот мещанский мир, помешанный на быте и комфорте. Кроме пустопорожнего трепа им и поговорить не о чем потому, что они ни о чем не думают, зато едят, спят, делают детей и читают газеты. Драматург провоцирует конфликт, ставит его на сцене, лишь бы бросить правду в лицо сытым конформистам, разбить их кукольный домик, где довольство тела и праздность мысли доводят человека до состояния куклы. Издеваясь и нападая на извергающих банальности марионеток, автор добивается реакции непонимания, отторжения, страха и ненависти, то есть уже выводит Смитов из повседневной дремоты. Скандалы – средство протеста и войны против сонного царства конформистов.

Смерть языка (десемантизация речи) в пьесе «Лысая певица»

Герои на автомате повторяют противоестественные фразы-клише. Они вращаются в мире доведенных до предела банальностей, но не осознают этого, как и большинство людей, деградирующих до уровня языкового нищенства. Как утверждал Ионеско, таковы все буржуа, «замороченные лозунгами, не умеющие мыслить самостоятельно, а повторяющие готовые, то есть мертвые, истины, навязываемые другими». У Ионеско не персонажи играют словами, а чужие слова, потертые до неузнаваемости, манипулируют ими.

«Лысая певица» — «трагедия языка», как сказал сам автор. Одна из основных проблем ее — лингвистическая. Утрата языка, как индивидуальности человека, ведет к разрушению личности. Именно поэтому герои лишены собственного «я».

 «В «Лысой певице» — по признанию автора — сквозь абсурд и нонсенс, сквозь словесную неразбериху, несмотря на смех в зале, можно понять драму всего языка. Я бы даже сказал, — продолжает Э. Ионеско, — что, в конце концов, язык взрывается среди молчаливого непонимания, взрывает тишину, разбивает ее, чтобы возникнуть заново в ином виде. В виде более ясного языка, который дошел до предела, до края тишины».

Идея  «Лысой певицы» заключается в том, что зритель должен «словесный сор из сердца вытрясти» и вытеснить из своей речи шаблоны — поэтические, философские, политические и т.д. Они опасны тем, что нивелируют личность.

Динамизм пьесы проявляется в том, что по мере приближения к финалу язык персонажей деградирует все сильнее и сильнее. В заключающей сцене они переходят от слов к отдельным слогам и выкрикам. Автоматизм языка  и мысли — главная тема «Лысой певицы». Трагедия в том, что распались связи между людьми, супруги не знают и не слышат друг друга и фиксируются штампы мещанского бытия, но смешно это лишь на сцене. В жизни никто из нас не замечает тлетворного влияния речевой недостаточности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector