Сочинение: Тема детства в произведениях И.А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин был рождён в семье дворян хоть и знатных, но обедневших. Первое время семья проживала в Воронежской области, затем переехала на хутор в Орловскую губернию. Именно эта беззаботная деревенская жизнь на хуторе оказала большое влияние на дальнейшую творческую жизнь автора и помогла развитию у впечатлительного маленького мальчика Вани богатому воображению. Картины из своего сельского детства Бунин будет вспоминать всю жизнь и не раз описывать в своих произведениях.
Для писателя тема детства имеет особый сакральный смысл. Это время для него полно загадок и таинственного неопределённого будущего. Ребенка Бунин считает самым ценным и самым чистым, что есть в мире. Конечно, не без оснований Бунин читает, что детство — это время, когда закладываются основы самой личности, все поступки взрослого человека имеют подспорье из самых ранних лет. В стихах и рассказах автора много отсылок к самым ранним годам жизни. Нередко Иван Алексеевич делится самыми личными воспоминаниями, такими как образ матери, отца, первой влюблённости, первой потери. К примеру, в стихотворении «Летняя ночь» мы видим сплетенные вместе образы звезды и матери, что говорит о возвышенности чувств к родителям, которые бывают только в детских воспоминаниях.
В творчестве автора очень часто можно встретить произведения, начинающиеся с детских воспоминаний. Взять те же рассказы «У истока дней», «Зеркало». И конечно же, как и многие другие писатели, Бунин не обходит стороной тему отцов и детей. Писатель всегда считал, что ребенок — это самое ранимое и хрупкое, что есть в мире, и он всегда уязвим и зависим от своих родителей и в целом от взрослых.
Свои собственные отношения с родителями писатель описывает как теплые и дружеские, хотя и с некоторыми проблемами. Конечно для Бунина детство — это в первую очередь наивное и радостное время, а уже после время неопределённости и различных трудностей. Стоит лишь открыть произведения «Красавица», «Слон», «Ночной разговор», чтобы понять это.
Образы детей хоть и не являются первостепенными в творчестве автора, но несомненно играют важнейшую роль. Как тонко он прорабатывает характеры детей в сборнике рассказов “Тёмные аллеи”. Детские образы помогают Бунину прорабатывать многие философские и нравственные вопросы в своих произведениях. Он рассказывает нам о разных детях, и о разных родителях. Одни из них страдают из-за насилия со стороны взрослых, как например Оля в “Лёгком дыхании”, которая была совращена другом отца; других мы находим брошенными своими собственными родителями, ненужными, как например, герой рассказа “Подснежник”, который жил вдали от семьи и был рад сходить с отцом даже в кабак.
Святой для Бунина является и детская радость. Некоторые герои произведений автора понимают это и совершают иногда совсем немыслимые подвиги ради одной только детской улыбки. К примеру, в рассказе “Лапти” главный герой Нефед в метель идёт за красными лаптями, чтобы порадовать умирающего мальчика. Сам он ради этого погибает, но зато показывает дорогу и спасает других путников, которые спешат к своим семьям.
Пожалуй, самым ярким произведением, в котором описано мировосприятие автора относительно детства, можно найти в романе «Жизнь Арсеньева». Главный герой этого романа часто вспоминает о своем детстве, мысли его то и дело возвращаются туда. Детство вызывает у него разные чувства, иногда печаль, иногда даже скуку. Однако, именно детство даёт ему основу и подспорье для его интересам к книгам, религии, природе. Герой очень бережно относится к природе, искренне восхищается её красотой и силой. Бунин через свой рассказ как бы говорит нам, что именно дети способны тоньше всего понять окружающий мир, так как менее всех отделены от него. Кроме того, дети необычайно искренни, поэтому так важно прислушиваться к детям и беречь их. Герой романа «Жизнь Арсеньева» через всю жизнь проносит своего “внутреннего ребенка”, он помогает ему выстроить уже взрослую жизнь. Его ребенок по-особому смотрит на жизнь, на окружающих людей, имеет свой собственный мир, который отличается от всего остального мира. И взрослому Арсеньеву удается сохранить этот мир и пронести в себе через долгие годы, что помогает ему не отчаяться и не впасть в уныние даже в самые трудные минуты.
Как мы уже упоминали, Бунин — это не тот писатель, который ставит тему детства во главе угла в своих произведениях. Однако, детство сыграло очень значительную роль как в судьбе самого писателя, так и во всех его произведениях. Мы видим как светлые и радостные образы, которые наполнены оптимистичными надеждами на будущее, так и грустные, которые остаются в своём мире тихо догорать тусклыми огоньками печали и скорби. Благодаря многим из этих воспоминаний мы можем погрузиться в мир собственных детских переживаний. Это помогает читателям глубже почувствовать произведение, даёт возможность улавливать даже самую тончайшую нить настроения, транслируемую автором.