Сочинение: Серебряный век в творчестве Есенина

«Серебряным веком» называется период развития русской литературы первой трети ХХ века, особенно ярко проявившийся в поэзии. Название дано в противовес термину «золотой век», отражающему развитие отечественной литературы XIX века. «Серебряный век» — частное проявление модернизма, характерного для общемирового искусства.

С.А. Есенин не принадлежал ни к символистам, ни к акмеистам, ни к футуристам. Его можно считать имажинистом, но это течение не имело главенствующего влияния на его творчество. Поэт писал о том, что чувствует, не руководствуясь никакими программами и манифестами. Однако его деятельность не могла быть вне эпохи, поэтому основные черты модернизма, безусловно, присутствуют.

Позднему Есенину были свойственны ноты грусти, осознания бренности бытия, чувство одиночества и неприкаянности. Один из таких примеров – стихотворение «Отговорила роща золотая», где поэт подводит своеобразные итоги. Как и для всех модернистов, главное в этом произведении не события, а чувства и ощущения лирического героя. Он говорит не только о себе («Но ничего в прошедшем мне не жаль»), но и обо всем человечестве, подводя неутешительный итог: «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь покинет дом». Автор описывает свою горечь от растраченных лет. Все лучшее в своей душе разрушил враждебный окружающий мир, а впереди скорый конец. Действительно, стихотворение написано за год до смерти Сергея Александровича, поэтому в нем заметен намечающийся кризис в душе творца.

Теме поклонения искусству тоже отведена роль в творчестве поэта. В стихотворении «Пушкину» автор выражает восхищение величайшему русскому литератору. Лирический герой «умер бы от счастья, сподобленный такой судьбе», слава солнца русской поэзии выкована в бронзе. Есенин, как и все модернисты, подчеркивает, что Александр Сергеевич – человек с присущими ему слабостями, который «был повеса». В этом восторженном произведении, тем не менее, проскальзывают ноты грусти: «Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду петь…».

Любовь трагическая, обреченная, ушедшая, но от этого еще более прекрасная — эта тема часто встречается в модернистской литературе. Исключением не стало и стихотворение С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных». Сразу понятно, что надежды на возвращение к любимой нет («Отоснилась ты мне навсегда», «Зерна глаз твоих осыпались, завяли, имя тонкое растаяло, как звук»), героев разлучил жестокий и безжалостный мир, в котором люди лишь песчинки.

Таким образом, модернизм проявился в поэзии Есенина упадническими настроениями в поздней лирике, неприятием города и его разрушающей среды, преклонением перед искусством, в концентрации на тонких чувствах и ощущениях. Поэт пытался создать свой собственный мир красоты и гармонии, вот почему он так особенно, образно и ни на кого не похоже описывает природу. Однако этот мир разбивается о негостеприимный для мечтателей реальный, что приводило к депрессивным размышлениям не только Есенина, но и большинство поэтов-модернистов.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector