Сочинение: Роль пейзажа в романе Ивана Гончарова «Обломов»

(761 слово) Рассмотрим  одно из наиболее значимых творений  отечественного писателя Ивана Гончарова, знаменитый психолого-социальный роман  «Обломов», в котором автор открывает нашему взору жизнь  представителя высшего сословия Ильи Обломова. Дворянин  Обломов является «лишним человеком», поскольку ему не было  места в стране, которая стремительно менялась в то время. В повествовании Гончаров отводит особое место природе, она у него не застывший пейзаж, а с ее помощью  раскрываются темы и идеи книги.

Рассмотрим, как представлен пейзаж в романе.

Изначально окружающая деревню Обломовку природа описывается через сон Ильи Обломова, и предстающий пейзаж кажется очень ярким.  Писатель называет сие место чудным краем и благословенным уголком. Автором показана спокойная и размеренная жизнь в деревне. Деревня безмятежна и спокойна. В ней неторопливый,  размеренный ритм;  ничего не создает треволнений для жизни в ней. Все пейзажи, окружающие деревню, источают покой, типичный для средней полосы страны, причем, в летнее время. Впрочем, для Ильи Ильича  в сельской глубинке все времена года были одинаковыми – вечное лето.

Лень чувствуется во всем пейзаже, жизнь идет своим чередом, тянется медленно – столетиями на грани обрыва стоит изба крепостных Сусловых, однако, ничего не предпринимается для исправления сего безобразия – изба нависает над обрывом, рискуя сорваться со всеми жильцами вниз. Но все оставлено на извечное русское авось.  Сама Обломовка живет не просто размерено и медленно, а циклами.  Время крестьянами измеряется лишь по сменам времен года, да по церковным праздникам. Все было похожим, следующий день был практически полностью похож на предыдущий. Эта деревня располагалась в самой глуши, ее леса были не тронуты топорами лесорубов, а степи не были распаханы на пашни земледельцами.

Крестьяне Обломовки взаимодействовали лишь с волжской пристанью, где сбывали ненужное и покупали необходимое. В другие места они не ездили.

Сам Илья Обломов с самого раннего детства привык к этому миру, ставшему для него идеалом – окружающая деревню природа, которая, как и сама деревня, были его отчим и родным краем. Он идеализировал этот мир для себя. Еще в юношеском возрасте он занимался познаванием своего края, этого мира. Но его тяготения были уничтожены родителями, которые проявляли к своему чаду излишнюю опеку, которые сами были людьми богатыми и ленивыми. По их стопам пошел и их сын, привыкший к их жизни и ставший ее продолжателем.

Как жили помещики, так жили и крестьяне – разумеется, в плане лености во всем происходящем. Поэтому, на становление Обломова влияли не только родители, но и окружающая его атмосфера. И он определился с образом жизни, уже став взрослым человеком, и свято ведет этот образ жизни. А идеальность в мире достигается досугом, проводимым на природе этого самого мира – он хотел сидеть в тени деревьев, попивая чаек да поглядывая на пруд.

Но описываемый пейзаж несет в себе и другие функции  — природа является отражением внутреннего мира главного героя. Например, ветвь сирени олицетворяет любовь Ильи и Ольги. Так, Ольга подает Илье эту веточку, на что тот отвечает, что ему больше по нраву ландыши. Девушка расстроилась и выронила веточку, но Илья, поняв, что полюбил Ольгу, пришел на другое свидание с этой самой веткой.

Эта ветка является не только символом любви между двумя людьми, но и символом весны. А, кроме того, показывает процесс зарождения иной жизни – иной жизни главного героя, который теперь другой, который теперь готов проявить активность для возлюбленной. А природа летом, которая тиха, показывает, как расцвели отношения Ильи и Ольги.

Однако абсолютно по-иному описывается природа в моменты, когда Обломов стал сомневаться – природа стала дождливой, небо посерело, стало сыро и прохладно. А Ольга видела отцветшую и теперь уже увядшую сирень, будто увяла их любовь. Пейзаж, которым показана осень, олицетворяет отчуждаемость между влюбленными, а начавшие облетать листья и появившиеся вороны символизируют собой их расставание, ведь они больше не могут прятаться за зеленью, которой уже нет.

Также расставание символизирует и метель, в которой оказался Обломов. Те чувства, о которых говорила сирень, умерли так же, как и сама она под снежным покровом.

Хорошо заметно, что отношения Ольги и Ильи пошли параллельно временам года – сначала жизнь чувств зародилась, потом расцвела летом, подобно цветку, а потом отцвела по осени.

Кроме того, со сменой времен года сменились и чувства главных героев – так  Ольга полюбила немца Штольца, а Илья влюбился в Агафью. В финальном пейзаже, на котором представлено кладбище, автор показывает сирень у могилы Обломова, которая намекает на первую и последнюю весну в его сердце.

Описание природы, которое имеет крепкую взаимосвязь с главными героями, помогает глубоко раскрыть их характеры и их самих – Ольга и Илья умели чувствовать природу и жили ею, радовались каждому ее проявлению.

А разменяв друг друга на других людей, они утратили это умение – Ольга, выйдя замуж за Штольца, ощутила недостаток романтики, хоть их союз и был крепким,  а Обломов, полюбив Агафью, и вовсе скончался.

Кроме того, описание пейзажей родных для Обломова краев показывает, почему сам Илья Обломов стал таким, каким представлен взору читателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector