Сочинение: Пушкинская традиция в творчестве позднего А. Блока

Творчество Александра Сергеевича Пушкина, начиная с самых ранних его работ, всегда строилось на принципах историзма. Особенно ярко они проявились в произведениях, затрагивающих тему судьбы Российского государства. Также, подобные принципы активно использовал в своем творчестве и Александр Блок, особенно в поздних трудах. Многие исследователи, да и сам поэт неоднократно упоминал об этом, говоря: «Это все о России».

Судьба России не могла оставить равнодушными этих двух замечательных мастеров слова, заставляя постоянно находиться в состоянии тягостных размышлений, что не могло не отразиться на их творчестве. Русский бунт, как наиболее сложный этап в судьбе родной страны, был неоднократно освещен в работах, как Пушкина, так и Блока.

В исторических повестях «Капитанская дочка» и «История Пугачева» Пушкин сравнивает жестокость бунта с беспощадным, лишенным всякой жалости, пожаром. Писатель не видит в нем смысла, ведь несет он только беды и смерть, затрагивая людей, совершенно непричастных к революции.

Черта, объединяющая все восстания и бунтарские действа, это отсутствие божественного промысла, это вызов религиозным и церковным канонам. Человек, решившись на это, мнит себя едва ли не Богом, вершителем судеб и истории. В этом вся философия бунта.

У Блока ситуация похожа: в его последней поэме «Двенадцать» на первом плане потеря людьми человеческого облика, они жаждут свободы, но без креста и всего святого. Таково истинное лицо той эпохи, таково внутреннее устройство тех самых «двенадцати разбойников». Блока в те годы более всего волновали именно эти две темы – Бог и свобода без креста. Уместно здесь будет привести известное изречение о том, что крушение мира непременно оставит след на нежном и ранимом сердце поэта.

Еще одной чертой, роднящей Пушкина и Блока, является их преклонение перед Родиной. Так, Блок, не единожды, тяжело переживая кризис, постигший Россию, обращается к Пушкину. Он считает своего старшего товарища по творчеству наставником, причем не только для него самого, но и для грядущего поколения. Об этом Блок пишет статью «О назначении поэта». Известно также, последнее завершенное стихотворение поэта, опять же, посвященное кумиру.

Писатели настолько были близки по духу, что даже произведения их – поэма «Двенадцать» и повесть «Капитанская дочка» — сходны в плане использования цветовой символики.

История – дело жестокое и кровожадное, и Блок в своей поэме мастерски это показал. Не забыл он упомянуть и о том, что никогда не будет оправдано убийство невинных людей. И подобно пушкинскому варианту усмирения властями бунта – такому же беспощадному и безжалостному, как и он сам, бунт у Блока завершается приходом «двенадцати», впереди которых – Он…

Герои романа Пушкина не мыслят жизни без Бога, старательно следуя заповедям. У Блока разрушены и обесценены все основные бытийные принципы, необходимые человеку. Именно в такие моменты и необходима людям надежда, исцеляющая души и возрождающая добро и веру в Бога.

Таким образом, проведя анализ творчества обоих писателей, можно с уверенностью говорить о Блоке как о верном последователе, восхищающемся гением великого Пушкина.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector