Сочинение: Почему Александра Островского современники прозвали «Колумбом Замоскворечья»?
(603 слова) Великий русский писатель и драматург Александр Николаевич Островский создал прекрасные пьесы для отечественного театра. Его произведения стали популярными и уже более полутора веков они не сходят с театральных подмостков, донося до зрителей особенности быта, нравов, обычаев и законов, по которым жило общество той эпохи. Беря во внимание особенности специфики литературного и драматического творчества талантливого автора, известные критики тех лет дали Островскому прозвище «Колумб Замоскворечья». И в этой статье мы постараемся рассмотреть, почему его так прозвали в литературных и театральных кругах? Отвечая на этот вопрос, мы дадим емкую и обширную характеристику всего драматического репертуара Александра Островского. Многие из вас отлично знают, что Христофор Колумб – знаменитый путешественник, он стал первооткрывателем Америки. Путешествуя по далеким заморским краям, он открывает для европейских государств земли Нового Света, ставшими европейскими колониями. Как же связан Александр Островский с прославленным путешественником Христофором Колумбом? Согласно логике, так же, как Колумб открыл Америку, великий отечественный драматург Островский обнажил для театральной публики и всего русского общества жизнь, нравы, быт купеческого сословия, законы его существования, ценности и идеалы.
В то время купеческие семьи селились в одном из районов Москвы, в Замоскворечье. Выбор купечества был обусловлен тем, что в южном районе Москвы располагались центральные порты, на которых и проходили торговые сделки по закупке нужных товаров. Знакомясь с творениями Островского, мы знакомимся с самобытной купеческой культурой, историей развития этого сословия. Тогда оно уже становилось более богатым и влиятельным и могло составить конкуренцию дворянам.
Знаменитый драматург первым обратил внимание на купечество, как на достойное и могущественное сословие. Путешествуя летом по великой русской реке Волге, Александр Николаевич любовался, расположенными по волжским берегам купеческими городками и селениями, красивыми, утопающими в кудрявой зелени. Его интересовала жизнь купеческих семей, отношения в них, их житейский уклад, обычаи. До него о купечестве писали немного и с неохотой, отдавая наибольшее предпочтение изображению в литературе и искусстве высшего света – родной дворянской среды. Ведь все образованные люди в первой половине 19 столетия в основном были представителями аристократии либо приближены к ним. С пятидесятых годов 19 века в жизни российского общества стали происходить перемены. Так как аристократы считали, что заниматься торговыми делами ниже их достоинства, этим стали заниматься мещане, зажиточные крестьяне, горожане, ремесленники. Хоть представители этих сословий были невысокого происхождения и не имели престижного образования, они всеми силами и способами старались подняться до их уровня, придать своей роскоши определенный статус.
Сам Островский происходил тоже из мещанского сословия, а не из дворян. И его деятельность началась не с родового поместья, а с судебной палаты, в которой он служил секретарем. При Островском рассматривались многие купеческие дела, поэтому он изучил жизнь этого сословия намного глубже и детальнее, чем писатели, выходцы из дворян, представители элитного общества. Наблюдая за манерой общения купцов, за особенностями их речи и поведением, он точно и выразительно воспроизводил в своих пьесах живые, эмоциональные, остроумные монологи и диалоги, воспринимаемые зрителями с большим интересом и удовольствием. Купеческая речь в комедиях была для них близкой и знакомой, и юмор тоже был близок и понятен. Поэтому пьесы Островского – и драмы, и комедии театральной сцене имели огромный успех и популярность, были всегда актуальными и востребованными в любом обществе. Ведь, если в комедиях Островского зрителям нравились их юмористичность и остроумие, то в его драмах особое внимание уделяется бытовым ссорам, отношениям, о которых люди знали не понаслышке.
Так творения А.Н. Островского раскрыли перед театральной публикой колоритный и уникальный мир купеческого сословия, новый в литературе, который до этого времени писатели и поэты не изображали в своих книгах. Самобытная купеческая культура явилась ярким зрелищным аспектом, вызывающим большой эмоциональный всплеск у зрителей, заставляющий их сопереживать персонажам пьес талантливого драматурга. Потому что герои произведений А. Н. Островского были более близки простым людям, нежели дворяне, тянувшиеся ко всему заграничному, говорившие на французском языке или по-русски с акцентом, как иностранцы.