Сочинение: Особенности композиции комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»

(563 слова) Благодаря появлению в отечественной литературе комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»,  наша русская речь обогатилась множеством крылатых выражений, которые до сих пор украшают ее и придают ей меткость, точность, эмоциональность, выразительность. Крылатые фразы получили большую популярность, они характеризуют и сейчас различные стороны жизни общества, житейские ситуации и явления, хотя написана была пьеса вначале XIX столетия. Александр Грибоедов в произведении показал жизнь высшего света в период крепостного гнета. Эта тема непростая, она требует от писателей мастерства во владении формой. Автор написал пьесу в уникальной композиции, не позволяющей расслабиться читателю до самого конца произведения. Разберем поподробнее композиционную структуру пьесы «Горе от ума.

Грибоедов стремился собственное творение как можно больше приблизить к реальной жизни, сделать его максимально правдивым, поэтому допустил нарушение традиционных законов классицизма. В пьесе вместо одной – две сюжетных линии: социальная и любовная. Принцип «трех единств» соблюдается в комедии не всегда,  так как автор в основном совместил в одном дне единство места и времени: события происходят в доме Фамусова и вмещаются все в одном дне. Но единство действия в комедии нарушено, здесь заметно отступление от традиционного принципа, при котором конфликт, спровоцированный отрицательным качеством или поступком героя в начале пьесы, получает свое разрешение в ее финале, а виновник этого конфликта наказывается по заслугам.

В произведении Грибоедова происходит ситуация обратная: первым возникает конфликт любовный, а уже потом социальный – протест главного героя против светского общества. Две сюжетных линии получают свое развитие и идут параллельно друг другу. Единство действия не соблюдается писателем. В пьесе разрешается лишь конфликт любовный – Софья отказывает главному герою, предпочтя ему Молчалина. Социальный же конфликт не получает своего разрешения – Чацкий уезжает из дома Фамусова, чувствуя себя лишним в нем, ведь фамусовское общество его не принимает. Финал комедии кажется незавершенным – неизвестны судьбы персонажей, к которым осталось множество вопросов.

Произведение «Горе от ума» имеет четкий ритм, определенный темп, что делает его музыкальным. Читая комедию, можно заметить некоторые остановки, имеющие особое значение в повествовании. К примеру, момент, когда Скалозуб высказывается о военных – солдатах и гвардейцах. Также уникальность и оригинальность придает комедии то, что на протяжении всего повествования читателю раскрываются мотивы морального падения и слабого слуха членов фамусовского общества. Сам Фамусов испытывает гордость за своего дядю, который, чтобы привлечь внимание императрицы и рассмешить ее, падал с лошади. Есть и другие остановки – у Молчалина, Репетилова, у Софьи, когда та оказывается в обмороке. Проскальзывает в произведении и тема глухоты, например, в речах Хрюминой, которая считает ее значительным пороком. Также повышенный интерес в пьесе представляет и момент, когда Фамусов закрывает уши, не желая слышать прогрессивных высказываний основного персонажа – Александра Чацкого.

Обращает на себя внимание читателя и экспозиция комедии. Ей отведено место в первом действии, до момента появления главного героя. В ней автор знакомит нас более детально с жизнью дочери Фамусова Софьи, а также идут приготовления к развитию основных проблем и конфликтов.  Развязывание любовного конфликта происходит в явлениях 7-9, после прибытия главного персонажа. А кульминация произведения происходит в финале комедии, что совсем не характерно для принципов классицизма. Заканчивается комедия развязкой, происходящей тут же в финале. Причем развязывается конфликт любовный, в процессе которого происходит «отрезвление» Александра Чацкого.

Особенностями пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» являются новаторские приемы автора, его отход от строгих законов классицизма – произвольное объединение в единое целое всех эпизодов и сцен, отсутствие четкой линейной композиции, единой сюжетной линии. События выстраиваются вокруг двух конфликтов и развиваются сами по себе, не пересекаясь. Автор глубоко и детально дал характеристику каждому своему персонажу, и это сделало пьесу живой, насыщенной, увлекательной, близкой к реальной жизни той эпохи.  

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector