Смысл немой сцены в пьесе «Ревизор»

(436 слов) По сути, немая сцена в комедии Гоголя — это зал скульптур. Автор называет их окаменевшей группой. И действительно, чиновники и гости семьи Городничего принимают позы, выражающие их удивление («почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак», «Бобчинский и Добчинский…с разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами»), страх («Городничий.. с закинутою назад головою»), ехидство («Коробкин, обратившийся к зрителям с прищуренным глазом»). Немая сцена показывает привилегированную часть населения города в их беспомощности перед будущим.

Тем не менее, немую сцену в Ревизоре можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, появившийся чиновник — это символ надежды на лучшее, на изменение ситуации не только в уездном городе, но и в целой России. Его можно считать карательной силой, очищающий город от греха — пошлости, разврата, лжи, кумовства. Поэтому чиновники так его боятся. Но настоящий ревизор также необязательно должен оказаться честным и справедливым: надежда на справедливость перечеркивается общей идеей Гоголя, которая прослеживается через всю комедию: честных чиновников в России нет. Мы видим это, когда узнаем о жизни Городничего, его поступках и привычках. Надежды на то, что этот ревизор окажется лучше предыдущего, нет. Таким образом, мы понимаем, что даже правдивое, настоящее может оказаться таким же лживым и глупым.

Помимо этого, нам досконально не известно и то, что приехавший из Петербурга чиновник действительно является ревизором. Ведь, если о нем говорят как о петербургском чиновнике, то маска анонимности снимается, а настоящий ревизор должен путешествовать инкогнито. Новый ревизор приезжает вместе с жандармом и просит к себе Городничего. Но если жандарм нужен для того, чтобы арестовать Городничего, то это нелогично, — ведь не было никакого следствия и никакой ревизии. Впрочем, очевидно, что городу не нужна ревизия со стороны: он ревизовал себя сам на протяжении пьесы. Поэтому не случайно реплика жандарма вызывает такой шок у действующих лиц: прибывший чиновник действительно может быть той страшной силой, которая накажет чиновников за их проступки. Это подтверждает и то, что объявляющего о ревизоре жандарма нет в списке действующих лиц, хотя там есть малозначимые «слуга трактирный, гости и гостьи, купцы, мещане, просители». Это делает концовку комедии мистической. Тем более, чиновник прибывает из Петербурга, образ которого ассоциируется с чем-то миражным, очень далеким, даже невозможным (особенно если учитывать слова героев о том, что они живут в таком месте, из которого добирайся хоть очень долго — ни до какой страны не доедешь)

Таким образом, Гоголь немой сценой подводит итог своим размышлениям на тему социального упадка и разложения человеческих черт в русском народе: люди, призванные охранять и защищать государство и народ, замирают в глупых позах от страха за свои преступления, а перед ними — ревизор, реальный или полуреальный, такой же туманный и мистический, как будущее их и их страны. Немая сцена должна заставить читателя плакать от смеха, но при тщательном рассмотрении она может вызвать только слезы.

Автор: Дарья Коробова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector