Рецензия на произведение «Декамерон» (Д. Боккаччо)

Если когда-нибудь технологии дойдут до создания машины времени, и у вас будет возможность отправиться в прошлое – совершите экскурсию в XIV век и лично познакомьтесь с Джованни Боккаччо. Ведь именно ему принадлежит сборник удивительных новелл «Декамерон», который помог разукрасить Флоренцию в такие весенние оттенки. Произведение интересно не только своим содержанием, но и своей биографией и культурным контекстом, поэтому скорее знакомьтесь со знаменитейшей книгой эпохи Возрождения и влюбляйтесь в истории «Декамерона».

Точные даты написания «Декамерона» по-прежнему варьируются, но многие предпочитают оставаться на 1353 году создания сборника. Незадолго до написания Европу настигла «черная смерть», забравшая у Боккаччо отца и дочь, поэтому автор решает дать отпор чуме в своей книге. Даже после публикации он по-прежнему исправлял текст, а широкое распространение «Декамерона» привело Боккаччо к славе.

Долгое время «Декамерон» был запрещен из-за огромного влияния церкви, осудившей книгу Боккаччо. Действительно, в своем произведении автор ставит авторитет церкви под большое сомнение. Втираясь в доверие к Боккаччо, один монах пытается убедить его отказаться от своего творения, мол, из-за этой греховной книги душа направится исключительно в Ад. Монаху это удается, и Боккаччо отрекается от «Декамерона».

Сейчас мы можем прочитать «Декамерона» не только благодаря Боккаччо, написавшему его, но и благодаря поэту Франческо Петрарке, не позволившему сжечь великое произведение. А сам Боккаччо под конец жизни становился все суевернее и суевернее. Впрочем, если вы еще не убедились, что «Декамерон» был спасен не зря, поехали дальше.

Произведение Боккаччо наполнено светом, будто после затянувшейся эпохи Средневековья, наконец, раскрыли шторы. «Декамерон» — визитная карточка направления Ренессанса. Отличительная черта эпохи Возрождения – антропоцентризм, что явно заметно в разбираемой нами книге.

Если мы назовем «Декамерон» сборником анекдотов, то, по сути, ничуть не ошибемся. Однако точнее будет назвать его сборником новелл. Боккаччо умело демонстрирует калейдоскоп литературных жанров в одной книге, используя и анекдотическую фабулу, и элементы быта, и жизненную непосредственность.

В переводе с греческого языка «Декамерон» означает «Десятидневник». Устами своих героев Боккаччо рассказывает по десять историй от каждого за десять дней. Напомним, что произведение написано в эпоху Ренессанса, а в то время любовь к античности возрождалась. И «Декамерон» — это небольшая отсылка к трактату «Hexaemeron («Шестоднев»). Разница не только в количестве дней, но и антропологических новеллах Боккаччо, у которого мир сотворен человеком, а не Богом.

Итак, почему же «Декамерон» так превозносят? В книге говорится о десяти героях, прячущихся от чумы в загородной вилле. Трое юношей и семь девушек встретились в флорентийской церкви Санта Мария Новелла, и, чтобы избежать страшной болезни, жадно поглощавшей всю Европу, они уезжают из города. Фактически можно открыть книгу на любой новелле и начать читать, но без пролога, в котором и описывается история этих людей, обойтись нельзя.

Прячась от чумы, они договариваются о том, что каждый из них должен рассказать свою новеллу. Основные события книги посвящены ста историям от молодых и красивых персонажей, которые противопоставлены страшной болезни того века. В «Декамероне» найдутся и анекдоты, и грустные истории, и даже философские притчи. А как еще скоротать время, когда чума охватывает города?

Боккаччо знакомит нас с красивыми, молодыми и образованными героями – семью девушками от 18 до 28 лет, и тремя юношами от 25 лет. Каждый из них рассказывает по истории в течение десяти дней, так и получается сборник из ста новелл.

Интересно, что героями «Декамерона» Боккаччо делает простых людей: конюха, пастуха, мельника и т. д. . Хотя ранее роль главных персонажей отдавалась людям именно благородного происхождения. Именно благодаря описанию жизни простого народа мы можем выделить одну из самых значительных характеристик героев «Декамерона».

Однако чтобы знать рассказчиков в лицо, давайте все же познакомимся с ними поближе. Одну из девушек зовут Пампинея, что в переводе с итальянского означает «цветущая». С первого же имени читатель может проникнуться ренессансным духом сборника и почувствовать, что герои не случайно встретились именно во Флоренции, ведь Флоренция – тоже означает «цветущая».

Еще две девушки – Фьяметта и Лауретта – так явно отсылают нас к своим прототипам. Возлюбленную самого Боккаччо звали Фьяметтой, поэтому неудивительно, что ей посвящено не только имя одной из героинь «Декамерона», но и отдельная повесть. Интересно, что в жизни Фьяметта бросила Боккаччо, а в собственной повести герой бросает ее. Таким образом, автор умело мстит возлюбленной в своем творчестве, но в то же время отдает ей имя одной из главных героинь своего главного произведения. А в образе Лауретты, которая отличается своим талантом танцев и пения, автор не двусмысленно запрятал Лауру – возлюбленную Франчески Петрарки.

Следующую героиню – Эмилию – Боккаччо наделяет особой красотой, о которой не раз упомянет в своем произведении, а Елизу отличает ее насмешливость. Филомена – еще одна дама из их компании – символизирует даму, в которую Боккаччо был влюблен еще до Фьяметты. А Неифила, девушка, о которой еще не было упомянуто, отличалась кротостью нрава и влюбила в себя Панфило – одного из героев «Декамерона».

Юношей в произведении всего трое: влюбленный в Филомену Филострато, который отличается чувствительностью и меланхоличностью; серьезный и рассудительный Панфило, и обладавший чувственно-веселым характером Дионео. Именно Дионео каждый день рассказывает историю последним, и порой уклоняется от темы, заданной героями на текущие сутки.

Интересно, что обычно автор и читатель выявляют темы произведения, а в «Декамероне» этим занимаются и сами герои, которые решают, чему будет посвящены их истории за сегодня.

Основной темой «Декамерона» является, безусловно, любовь. Причем романтическим историям уделено даже два дня: один – посвящен чувствам с «хэппи эндом», а другой – трагическим новеллам. Некоторые любовные истории героев пробуждают настоящее умиление, другие выбивают из вас слезы. Однако Боккаччо явно хотел подчеркнуть силу любви, стоит только прочитать девятую новеллу четвертого дня, и уже удивляешься, почему некоторые истории «Декамерона» не написаны в отдельном огромном романе, а изложены в виде небольшой новеллы.

Еще одна тема произведения – образцовые герои. В историях VI и X дней Боккаччо разворачивает ведущую черту Ренессанса – антропоцентризм – во всей красе, и представляет нам в человеке его лучшие качества: интеллект, щедрость, красота, остроумие и образованность.

Автор затрагивает и религиозную тематику, выставляя церковь порой не в лучшем свете, за что произведение и было запрещено долгое время.

Отдельные новеллы посвящены женщинам, а многие истории поданы как настоящие анекдоты с поучительным подтекстом. К примеру, на шестой день в восьмой новелле Эмилия рассказывает о девушке, которая так и не поняла, к чему вел ее дядя. Дело в том, что героиня жаловалась на то, какие неприятные люди ее окружают, а от дяди услышала совет «не глядеться в зеркало», и она «так и осталась при своей дурости».

Основная тема книги – это ирония. Благодаря насмехающимся героям и их разнообразным и удивительным новеллам, мы легко определяем феномен «Декамерона»: сборник новелл Боккаччо – первая развлекательная литература.

Тематика «Декамерона» довольно обширна, стоит только понять, о чем будут новеллы героев в конкретный день, но каждое произведение заключает в себе определенные проблемы, и книга Боккаччо – не исключение. Не говоря уже о многих философских притчах, проблематика «Декамерона» заключается даже в сомнениях в религиозных ценностях. Монахи не являются образцом морали и нравственности, и, творчески вступая с церковью в конфликт, Боккаччо подтверждает, что люди – богоподобны. Одна из поставленных проблем «Декамерона» — лицемерие монахов, переоценка религии, а автор хочет показать, как прекрасен в своей красе человек.

Как часто бывает, в своем произведении автор ставит определенную проблему, чтобы посодействовать ее решению в обществе. В данном случае Боккаччо еще и отражает все настроение эпохи Ренессанса, восхваляя человека простого.

Наконец, поняв всю композицию «Декамерона», начинаешь задаваться вопросом: на какую мысль нас толкает Боккаччо? На самом же деле вся идея произведения прячется даже не в отдельно взятой новелле, а, скорее, уже в прологе. Смысл сборника в заключающейся в нем антитезе: вокруг прячущихся в загородной вилле героев творится настоящая катастрофа – люди погибают из-за страшной болезни, чума – символ мракобесия, символ смерти, а ей противостоят красивые, молодые, здоровые и образованные люди, которые смеются смерти в лицо.

Герои просто преодолевают свой страх смерти через смех, и так Боккаччо умело маскирует философскую завязку, противопоставляя жизнь (своих героев) и смерть (чуму). Прочитав произведение Боккаччо, невольно влюбляешься в героев не только за их жизнерадостность, но и за то, что они лишены религиозного фанатизма.

Разумеется, произведение Боккаччо не было сразу тепло принято. Насмехаясь над церковью, автор нарвался на долгий запрет своего творения. Кроме того, в книге встречаются и эротические моменты. Все это вызвало осуждение и автора, и произведения. «Декамерон» значительное время признавался безнравственным произведением, а в 1559 году был включен в Индекс запрещенных книг. Лишь спустя года книга стала распространяться с цензурой, и потребовалось долгое время, чтобы можно было спокойно уделить время чтению «Декамерона» без каких-либо ограничений. А именно благодаря антропоцентризму «Декамерон» называют «Человеческой комедией», ссылаясь на Данте с его «Божественной комедией».

А как еще может восприняться первая развлекательная литература? Не все с первого взгляда будут восторгаться переменами. Как уже было сказано ранее, Боккаччо даже убедили отречься от собственного сборника, что говорит о большой роли, как критики, так и распоряжений церкви. Однако, так сказать, наши победили, и сегодня мы можем насладиться чтением яркого произведения эпохи Ренессанса.

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector