Рецензия на пьесу «Горе от ума»

А. С. Грибоедов в 1823 году написал первый вариант пьесы «Горе уму», но на этом писатель не останавливается, и уже через год появляется другая версия, известная всем нам в качестве родоначальницы самобытной русской драмы.

Суть пьесы в самом названии: человек поплатился за интеллектуальное превосходство над обществом. Произведение трогает своей правдоподобностью, начинаешь сопереживать образованному герою, потому что видишь немало аналогичных случаев в реальности. Люди, как правило, не принимают тех, кто стремится их изменить. Самый известный пример тому – Иисус Христос. Его жертва хоть и породила религиозное учение, но ничему не научила его последователей. Именно над этим размышляет автор: очередной мессия изгнан. Однако с этого жертвоприношения начинается новый виток истории: деятельных и умных Чацких становилось все больше, и они изменили Россию.

Вернемся к пьесе. Прогнившая аристократия, которая только и может, что ходить на приемы, не в состоянии подумать о справедливости суждений Чацкого. Софья также неспособна оценить глубину его мыслей, тем больнее Александру расставаться с иллюзиями. Ради того чтобы обратить ее в свою веру, спасти ее, он и обличает высший свет, но все напрасно. Мысли ее опошлились, ум притупился. Можно сказать, что Чацкий просто напросто не может применить ум по назначению. Об этом говорит и Пушкин в своей рецензии на произведение: герой глуп, раз пытается метать бисер. Однако высшее его предназначение исполнено: он сеет смуту в рядах московских дворян. Возможно, скандал на приеме отрезвит молодое поколение и направит их еще не загубленные силы в нужное русло.

Что же нового привнес А. Грибоедов в жанр классической комедии в стихах? Писатель отказывается от единства действия, он показывает читателю сразу две конфликтных ситуации: Чацкий и Фамусов («век нынешний» и «век минувший») и Чацкий, Молчалин и Софья (любовный конфликт). Оригинальной чертой произведения является то, что в нем нет как таковых положительных или отрицательных героев, они имеют как хорошие, так и плохие черты характера, то есть драматург вновь пренебрегает канонами классицизма.

Пожалуй, это самое цитируемое произведение из русской классики. Каждая фраза – афоризм, живущий собственной жизнью. То же можно сказать и о героях, типажи которых актуальны до сих пор. Все это неизменно привлекает зрителей в театры, где в очередной раз идет «Горе от ума».

Автор: Юлия Якименко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector