Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее
(348 слов) Искусство вечно, как и всеобщее равнодушие к нему. К сожалению, его понимают лишь немногие ценители, а основная масса людей лишь делает вид, что ценит. Престижно и модно разыгрывать из себя знатока, но знания и вкуса это не прибавляет. Данная истина актуальна во все времена, поэтому многие писатели высказались о ней в своих произведениях.
Например, в повести Гоголя «Портрет» герой стал известен благодаря отсутствию вкуса у публики. Чартков начинал с настоящего искусства, но был не понят и не признан, как и подобает мастеру при жизни. Однако он слишком нуждался, и раз получив богатство от таинственного изображения богача, не выдержал соблазна и начал работать исключительно ради денег. Только тогда, когда он стал писать заурядные и посредственные полотна, люди зауважали его. Они охотно оплачивали его ремесло, не имеющее ничего общего с творчеством, а не то, что он делал в начале своего пути, будучи одаренным художником. Большинству всегда нравится безвкусица и подобие живописи, а не настоящее искусство, к которому признание приходит с трудом, но навсегда.
В повести Тургенева «Ася» автор остроумно изображает образ вечного дилетанта в искусстве. Гагин занимается живописью от нечего делать, но весьма охотно и многословно рассуждает о нем, как о своем призвании. Собираясь рисовать, он специально одевается, подражая стилю бедных художников, которых видел, скитаясь по свету. Однако его нельзя прировнять к ним: для него творчество – лишь средство от скуки, а для них – вся жизнь. Гагин при этом считает себя живописцем и хочет, чтобы такого же мнения придерживались окружающие. И многих действительно удается обмануть внешним видом и заурядными этюдами. Люди в большинстве своем равнодушны к подлинному искусству, поэтому не отличают его от дешевых подделок. Да и сам герой не много в нем понимает и дает тщеславию себя обмануть.
Таким образом, безразличие к живописи – нормальное явление в любую эпоху и в любом обществе. Настоящее искусство не могут понимать все, да и любить все не могут, потому что оно ни на кого не рассчитано, его не делают на продажу, не усредняют в угоду обывательскому вкусу. Оно нацелено в вечность и обладает красотой, которую в состоянии различить лишь избранные ценители, независимые от общественного мнения, и смелые настолько, чтобы принять и отдать должное обновлениям.