Рассказчики в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
(418 слов) Роман «Герои нашего времени» М. Ю. Лермонтова был написан в конце 30-х годов 19 столетия. Много раз книга издавалась крупными тиражами. Она стала родоначальником целого направления в русской прозе — лирико-психологического романа. Еще одной особенностью произведения являются рассказчики содержания, которых, во-первых — трое, а во-вторых, они создают особую оттеняющую среду, через призму которой читатель лучше понимает мотивы поведения и характер главного героя, Печорина.
Одним из рассказчиков является Максим Максимыч, штабс-капитан, простодушный, добрый и открытый человек. Ему около пятидесяти лет. Он служит в войсках на Кавказе в крепости N, где и знакомится с Печориным. Он описывает его как загадочного молодого человека, чей разум не подвластен пониманию. «Bедь ecть, пpaвo, эдaкиe люди, y кoтopыx нa poдy нaпиcaнo, чтo c ними дoлжны cлyчaтьcя paзныe нeoбыкнoвeнныe вeщи». От лица Максим Максимыча «написана» целая глава, «Бэла», где читатель узнает об истории, как молодая красавица-черкешенка была похищена Печориным. Герой хотел добиться ее расположения, но, добившись своего, пресытился близостью Бэлы. Старый офицер искренне не понимает мотивов и чувств своего приятеля, поэтому изначально читатель видит смазанную и нечеткую картину, где Григорий является настоящим чудовищем, загубившим ни в чем не повинную девушку.
Другим рассказчиком выступает путешествующий офицер, от лица которого и написан роман. Он получает дневник Печорина от Максим Максимыча и пересказывает события из него читателю. Этот рассказчик находится гораздо ближе по уровню понимания к главному герою, чем предыдущий. Скорее всего, это зависит от среды воспитания и обитания человека, ибо бесчинный Максим Максимыч, родившийся в русской глубинке и добившийся всего сам, никогда не сможет понять выросшего в столице и получившего блестящее образование Печорина. Их ментальное развитие находится абсолютно на разных уровнях, поэтому в глазах Максим Максимыча Печорин выглядит таинственным и глубоким человеком, а в глазах странствующего офицера — просто индивидуалистом, который пресытился жизненными впечатлениями и не знает, что ему делать со всеми теми знаниями и мыслями, роящимися у него в голове.
Третьим рассказчиком выступает сам главный герой. Печорин своими мыслями пишет трагическую исповедь, в которой размышляет над смыслом жизни, над своей судьбой. Пытается понять противоречивость своего характера, осуждает его и сам себя казнит. Он понимает, что все его действия приносят боль окружающим, а ему самому — лишь кратковременное развлечение. Он выносит вердикт целому поколению, привыкшему получать от жизни все: выходить на дуэли, изменять любимым, беспробудно веселиться и не заботиться о деньгах. Уже к 25 годам жизнь перестает их удивлять, и им не остается ничего, кроме как философствовать и пытаться «воскреснуть». Но из этого вряд ли что-то получится, ибо судьба Печорина показала нам, что такие, как он
«словно камень, брошенный в гладкий источник, тревожит спокойствие людей вокруг и, как камень, сам идет ко дну».