Анализ рассказа Астафьева «Людочка»

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

История создания

В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее. Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и  изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.

Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

  • Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
  • Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
  • Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
  • Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
  • Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
  • Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…

Образ Людочки

Главная героиня  стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники. Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки. Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя. По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).

Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне. В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами». Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста

«Дело Ленина – Сталина живет и побеждает! Партия – ум, честь, совесть эпохи».

Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях. В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием. В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:

Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.

Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

Чем тебя породил я, тем тебя и убью», — вспомнила Людочка хохму из чьих-то школьных сочинений.

С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…

Кто виноват в смерти Людочки?

Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

Автор: Изабелла Чертовских

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector