Психологизм в произведениях И. С. Тургенева
(326 слов) Психологизм в художественном произведении – это авторская попытка передать внутренний мир своего персонажа через чувства, переживания, мысли, желания. Каждый писатель по-своему старается раскрыть героя, используя те или иные приемы.
Психологизм в творчестве И. С. Тургенева нередко называют тайным – это качество было отмечено еще П. В. Анненковым. И действительно: автор редко пишет, какие конкретно эмоции испытывает его персонаж, но при этом детально описывает все изменения во внешности, в поведении. Наглядным примером здесь может служить следующий эпизод из романа «Отцы и дети»:
Он начал представлять себе Анну Сергеевну, потом другие черты понемногу проступили через красивый облик молодой вдовы. «Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза….
Изначально герой был влюблен в Анну Сергеевну, затем он встретил Катю, которая заняла место в его сердце. Тургенев не говорит читателю это прямо – тот должен сам это понять через ход мыслей и действий Аркадия, почувствовать тонкую смену его состояния.
Любопытным образом раскрывается характер господина Н. в написанной от первого лица повести «Ася». Вначале он рассказывает о своей ветреной молодости, о своей открытости миру, а в конце мы видим его бесхарактерность и трусость, которые являются логичным последствием его поведения. Он как будто не замечает заинтересованности Аси в нем, не анализирует свои чувства и игнорирует ее. Девушка каждый раз предстает перед ним разной – таким способом она пыталась добиться внимания главного героя.
Тургенев не дает однозначных ответов, когда прописывает характеры действующих лиц своих произведений. Если герой смущен и сам не понимает, что чувствует, то читатель, исходя из контекста, сможет сделать только предположение того, что герой ощущает, потому что авторская позиция в текстах нераскрыта. Таким способом писателю удается тонко передать смутные и развивающиеся ощущения, такие как влюбленность, смятение, спонтанные мысли.
Тургенев обращал внимание больше на физические проявления эмоций (мимика, жесты, сердцебиение, дыхание и т.д.), а также на ход мыслей, через которые давал читателям намеки на чувства героев. По его мнению, как социальный конфликт, так и человека, нужно рассматривать изнутри, поэтому писатель должен быть психологом в своих произведениях и учить этому искусству свою аудиторию.
Автор: Альбина Исмаилова