Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Сострадание (таблица)

Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

Сострадание к животным

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку». Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой повести И.С. Тургенева «Муму». Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще аргументы о сострадании из «Войны и мира»)
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие аргументы о равнодушии и сострадании).

Самопожертвование из милосердия

  1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
  2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.

Последствия сострадания и равнодушия

  1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму», спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
  2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Лилия Васкецова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *