Проблема искусства в повести «Портрет»

(310 слов) Повесть «Портрет» Н.В. Гоголя является одной из злободневных классических книг. Там поднимается проблема обесценивания и монетизации искусства подобно низкопробному ремеслу. Это центральная тема произведения, потому и роль искусства в нем выходит на первый план.

Молодой художник Чартков, не зная прошлого антикварной вещи, покупает старинный портрет в одном из захолустных магазинчиков, поразившись качеством работы и крайней натуралистичностью образа портретируемого. Ночью ему снится сон: будто бы старик выходит из картины, показывая Чарткову деньги. Найдя купную сумму наяву, живописец становится успешным и обеспеченным, однако лишается таланта. И однажды увидев работу одаренного творца, понимает, что он потерял. В попытке изничтожить все работы талантливых мастеров, скупая их, Чартков так и умирает, не оставив никакого творческого наследия.Таким образом, мы видим, что именно на понятии искусства как некоего вечного и неоценимого субстрата держится повествование в произведении. Автор говорит о бесценности творчества, наполненного драгоценным видением. Материальное, по Гоголю, гораздо ниже ментального, а талант – выше выгоды. Потеряв дар, ты теряешь самоощущение и самосознание, а далее – свою личность и душу.

Во второй части повести в пространстве аукциона рассказывается история картины. На ней изображен ростовщик. И сотворил изображение человек завистливый, яро пытавшийся догнать своего талантливого ученика, в том числе согласившись на написание «нашего» портрета. По странному стечению обстоятельств ростовщик умирает, но его темный дух переселился в полотно. Гордыня и зависть художника, так смело воплотившиеся в личности ростовщика и ставшие основой портрета, запускают механизм несчастий. Впоследствии автор произведения постригся в монастырь, придя к здравому осмыслению искусства как ценности моральной и светлой, помогающей выжить и обрести самоё себя. В данном случае очищающая функция праведного искусства налицо – творец спасся от злого рока Чарткова – он одержал победу в борьбе с меркантильными потребностями личности человека и осознал неоценимость истинных талантов и истинно художественных трудов.

Таким образом, искусство, ставшее эстетической подоплекой повести Гоголя, — это не метод наживы под прикрытием ремесла технического. Искусство – это, прежде всего, неоценимый талант, поддерживаемый эмоционально, но никоим образом не материально.

Автор: София Ткаченко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector