Полная биография М.М. Пришвина
Михаил Пришвин (1873-1954) – писатель, публицист. Родился в селе Орловской губернии, еще при Александре Втором. Пережил Николая Второго, революцию и появление СССР. Михаил Михайлович исследовал в своих произведениях смысл жизни, религию, место человека в природе – всё то, что присуще традиционной русской литературе.
В родительской семье Михаила было пятеро детей, он – младший. Отец был купцом, у него были имение, завод и хозяйство. Но он любил играть в карты, потому однажды всё проиграл. Об отце писатель упомянул в романе «Кащеева цепь». Мать, несмотря на оставшиеся после скорой смерти мужа, сумела дать всем детям образование. Так, Михаил после деревенской школы пошел в гимназию, откуда, правда, был отчислен за дерзкое поведение с учителем.
Все же в 1893 году окончил обучение в Тюменском Александровском реальном училище, а потом поступил в Рижский политехникум на химико-агрономическую специальность. На каникулах поехать поработать на Кавказ, где вступил в марксистский кружок. За эту связь в 1897 году Пришвин попал под арест. Просидел в двух тюрьмах, потом его вернули в родное Хрущёво. В 1900 году продолжил учебу уже в Германии по специальности инженера-землеустроителя. По окончанию обучения вернулся домой.
Как писатель Пришвин стал реализовываться, когда пришел на работу в качестве корреспондента в разные газеты. В 1907 году оставил профессию агронома и выбрал для работы «Русские ведомости». Годом ранее в «Родничке» вышел детский рассказ Пришвина «Сашок».
В 1908 году Михаил Михайлович отправился в морское путешествие на Север. Там он узнал местные легенды и сказы, которые затем выпустил в путевых очерках в книге «За волшебным колобком». Его начинают узнавать в литературном обществе, сблизился с А. Толстым, М. Горьким и другими. Максим Горький помог Пришвину выпустить его первое собрание сочинений.
Во время Первой мировой войны Михаил Михайлович не оставил дело корреспондента, как не перестал и печатать очерки в газетах. Два раза был на фронте. А после войны писал антибольшевистские статьи, направленные, в том числе, против Ленина. За что снова был арестован и ненадолго отправлен в тюрьму.
В 1918 перебрался из Петрограда в родное имение под Ельцом. Правительство реквизировало его имение, и Пришвин устроился на работу в школу учителем, уже в другом селе. Пришвин написал автобиографическую повесть «Мирская чаша», но она была запрещена к выходу, Троцкий признал ее контрреволюционной. Тогда в 1923 Михаил Михайлович выпускает дореволюционные очерки – сборник «Черный араб» — в издательстве Москвы «Круг». И затем выходят детские рассказы. С новой властью писателю пришлось смириться.
Пришвин любил охоту и краеведение, что тоже отразилось в его творчестве. Не оставил он и своих длительных путешествий. В 30-е годы он объехал Дальний Восток. По итогам поездки написал повесть «Корень жизни». В 35-м году Пришвин с сыном вновь отправился на Север. О нем написаны «Берендеева чаща», «Корабельная чаща». Особое внимание автор уделяет теме важности леса и природы в целом. О лесе также написана пронзительная сказка-быль «Кладовая солнца».
Сам автор называл главным трудом книгу «Дневники». Их Пришвин вел 50 лет. Опубликовали дневники только в 80-е. В них ясно видно, что писатель вел постоянную духовную работу, искал свободу внутри себя, давал оценку событиям. Писатель критиковал советскую власть за разрушение крестьянства и не только. Пришвин видел главной ценностью саму жизнь и призывал воспринимать ее как нечто святое.
Благодаря полученным личным впечатлениям и живому языку, произведения Пришвина получались гармоничными; другие писатели говорили о нем как о «певце русской природы».
Помимо прозаического таланта, у Пришвина был талант в фотографировании. Он сам делал иллюстрации к своим книгам, например, для «В краю непуганых птиц». С 20-х годов прозаик всерьез занялся изучением фотографии, он пользовался советской и немецкой книгами об этом искусстве. Пришвин записал приемы съемки и доводил их до автоматизма. Писатель создал циклы «фотозаписей» крупным планом «Весна света», «Капли» и др., снимая природные явления.
А в 30-м году он снимал в Троице-Сергиевой лавре, как уничтожаются колокола. В то же время Пришвин добивается разрешения на получение из Германии фотокамеры Лейка, чтобы снимать им иллюстрации для книги «Охота с камерой». Это издание было заказано «Молодой гвардией». А во время Второй мировой войны Михаил Михайлович снимал семьи солдат, чтобы отправить снимки на фронт.
Фотография влияла и на образ мысли писателя. Так, он сравнивал темную комнату с красным освещением внутри для проявления снимков, куда ни в коем случае не должен проникнуть сторонний свет, с нашей республикой. У Пришвина сохранилось множество непроявленных негативов. Он занимался фотографированием более 25 лет.
Кроме того, одарен Пришвин был и в музыке. Он умел играть на мандолине, самозабвенно любил оперу и классическую музыку. Считал, что музыка помогает в труде, и она была украдена у неба. Первым музыкальным потрясением для Пришвина-студента стала опера «Тангейзер», которую сочинил Рихард Вагнер. Выделял еще Ф. Шаляпина, Бетховена, Шостаковича и других. Мог слушать их часами, как он выражался, без ограничений там путешествовать. С Шаляпиным и вовсе был дружен. Для Пришвина Федор Иванович был «чудом», который утвердил в нем веру в себя и любовь к родине. Талантливый оперный певец стал для писателя образом подлинного русского бога. Шаляпин тоже тепло отзывался о Пришвине.
В 49-м году писатель приобрел для жены Валерии рояль. Дирижер и пианист Е. Мравинский подружился с Пришвиным и, будучи в Москве, приходил поиграть у него дома на этом рояле. А Пришвин не пропускал концерты друга. Мравинский навещал писателя незадолго до его смерти.
Пришвин жил в фактическом браке с крестьянкой Ефросиньей, которая родила ему троих детей, вместе воспитывали мальчика от ее первого брака. Затем был женат на интеллигентке Валерии Лиорко. Прожил с ней 13 лет до смерти.