Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

(340 слов) Действие романа Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге грязно-желтого цвета. Каждый его житель составляет единую картину мрачного города и передает атмосферу всей книги. Мы понимаем, что у такого авторитетного классика не может быть случайностей, поэтому давайте обратимся к образам петербуржцев, активно и не очень участвующих в истории Раскольникова.

Все персонажи, безусловно, заслуживают нашего внимания. Не наблюдая красоты Петербурга, в котором и живет главный герой, Раскольников приходит к бесчеловечной теории об «обыкновенных и необыкновенных», вследствие чего решается на убийство. Родион – умный, образованный молодой человек, вынужденный бросить учебу из-за бедности. Прогуливаясь по Сенной площади, он замечает других жителей Петербурга, старающихся залить свои страдания в местных кабаках. Еще до того, как герой окончательно решается на преступление, в трактире он слышит разговор офицера со студентом, размышляющих о том же мотиве и «пользе» убийства старухи-процентщицы. То есть еще в начале романа «мимо проходящие» петербуржцы Достоевского передают мысли Родиона, олицетворяют нищету города, раз рассуждения о последующем поступке Раскольникова мелькают в речи второстепенных персонажей.

После преступления к нему на помощь приходит Соня Мармеладова, девушка непристойной профессии. Несмотря на пьянство отца, нищету в семье и способ заработка, она чиста душой, но многих читателей продолжает смущать социальный статус истинной спасительницы преступника. Поначалу ее род деятельности смущает и семью Раскольникова, и несостоявшегося жениха Дуни Лужина. Лужин – один из второстепенных героев романа, мелочный человек, подставляющий Сонечку и ложно обвиняющий ее в воровстве. Достоевский уделяет немало внимания этому расчетливому персонажу, озвучивая его устами теорию разумного эгоизма. Так, перед нами встает еще один петербуржец, из-за которого глубокий философский, интереснейший роман завернут в мрачную обложку.

Жители этого петербургского романа несчастливы, большинство судеб трагично сломлены. Например, развращенный деньгами помещик Свидригайлов наводит ужас на Раскольникова, хотя они «одного поля ягоды». От отчаяния он застреливается, так и не найдя спасения. Может показаться, что даже добрые герои здесь обречены на гибель: ни в чем не виновная Лизавета, сводная сестра Алены Ивановны, оказывается случайной жертвой одержимого адской теорией Раскольникова. Погибают и Марфа Петровна, и Пульхерия Александровна. Впрочем, благодаря некоторым образам романа (благородному Разумихину, справедливому и талантливому следователю Порфирию Петровичу), Петербург Достоевского не состоит из одних страданий и горестей.

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *