Петербург Достоевского
Начиная рассматривать такое сложное и самобытное явление как Петербург Достоевского, имеет смысл для начала разобраться с проблемами семиотики такого понятия, как город. Наверное, не многие задумывались о том, что в него может входить ряд достаточно сложных элементов, включая различного рода коды, символы, связи и ассоциации разных уровней.
Содержание:
Образ Петербурга
Географически Петербург находится в устье Невы и на побережье Финского залива, что дает нам основание говорить о его эксцентрическом положении. В семиотике городского пространства это означает постоянный конфликт Природного (естественного) и искусственного (созданного человеком). В таком случае может быть несколько интерпретаций: победа человека и его возможностей над природой или большой грех людей против естественного порядка вещей. Все зависит от того, с какой точки зрения посмотреть. В любом случае, обеспечивается неоднозначность интерпретации города на Неве, а также формирование вокруг него огромного количества мифов, пророчащих ему скорую гибель.
Пару слов стоит уделить Петру I и его роли в восприятии Петербурга. Дело в том, что город на Неве создавался в буквальном смысле по указке царя в месте, где невозможно было построить что-либо вообще – на болоте. Существовала легенда, гласившая, что правитель «начал поднимать скалу за скалой и ковать в воздухе. Так выстроил он целый город и опустил его на землю». Это помогает нам понять роль царя, воспринимавшегося народом не иначе как Антихрист, выстроивший столицу без какой-либо опоры и нарушивший гармонию его жителей с природой. Все эти факторы оставляют печать не только демонического и мистического, но еще и фантасмагорического (нечто причудливое, странное и гротескное) характера.
Описание Петербурга
В нем всегда царит атмосфера отчаяния и трагизма: город оказывает на героев крайне негативное воздействие. Судьбы в нем всегда поломаны, люди обречены на несчастное и тяжелое существование. Здесь кончает с собой Свидригайлов («Преступление и наказание»), погибает под колесами Мармеладов, на перекрестье дорог кается в убийстве Раскольников и бедная Сонечка, вынужденная заниматься проституцией, связывает жизнь с убийцей. Или Голядкин, мелкий чиновник, который сходит с ума и всюду видит своего двойника, что напоминает нам о фантасмагоричности города, где может произойти что угодно – даже самое немыслимое; Наташа из «Униженных и оскорбленных», венчавшись, отдает свою жизнь подлецу, который ее бросает и женится на другой, тем самым обрекая ее на вечный позор. Незаконнорожденная Нелли, имеющая порок сердца и потерявшая мать. Все герои – сплошь «маленькие» и «лишние», не способные дать отпор реальности, обреченные на трудности. Их объединяет порочный и равнодушный город, в котором они живут и постепенно умирают. Достоевский, зная семиотику северной столицы (также благодаря своему предшественнику — Гоголю), не мог писать о действующих лицах в ином стиле: в нашем случае именно место диктует правила жизни, а не человек, который в нем живет. Персонаж абсолютно бессилен перед его волей.
Адреса и маршруты
Перемещая своих героев в Петербург, Достоевский уже дает повод говорить о топографичности и точности в своих произведениях. Следуя традиции, начатой Гоголем, он старается максимально точно передать образ места действия: касается это не только описания различного рода деталей, но и адреса, по которому оно находится. Если вспомнить более раннюю традицию, обнаружим, что писатели не уделяли столь большого внимания данному факту: максимум, на который они готовы были пойти – это указание уезда или местности, в которой происходило действие. С чем связан такой подход? В первую очередь, с изменением литературного направления: реализм даже одним названием закладывает основу максимальной реалистичности и правдоподобности изображаемого. Для читателя и автора было важно знать не только, что чувствует и думает герой, но и где он живет/гуляет/работает/обедает. И, конечно, любое место имеет свой адрес, что дает нам возможность взглянуть на Петербург глазами героев Достоевского и пройтись по улицам, которые впоследствии стали столь знаменательными.
Преступление и наказание
Думаю, наиболее интересующий всех маршрут будет связан со знаменитым «Преступлением и наказанием». Здесь нам повезло: все герои жили достаточно недалеко друг от друга, и благодаря точности адресов, можно запросто пройти от пункта А до пункта Б. Например, дом старухи-процентщицы, которую убил Раскольников, находился менее чем в километре от дома, где жил сам Родион (730 шагов, если быть точным). Средняя Подьяческая, 15 – Гражданская, 19. Между двумя этим адресами находится знаменитый Вознесенский мост, стоя на котором, герой увидел, как бросается в воду самоубийца. Далее – дом Сони Мармеладовой, который также находится неподалеку (наб. Канала Грибоедова, 73). Рядом (Садовая, 44) располагался трактир «Хрустальный дворец», в котором Раскольников слушал исповедь Свидригайлова. К сожалению, данного заведения по этому адресу уже давно не существует, но можно пофантазировать и представить себе, как он выглядел, когда в нем сидели наши герои. На Садовой, 28 находилась полицейская контора, куда пришел с повинной главный герой. Если взглянуть на карту, заметите, что все пункты назначения находятся в буквальном смысле в шаговой доступности друг от друга. Таким образом, есть возможность посетить все значимые для «Преступления и наказания» места в течение 1-2 часов.
Идиот
Не менее интересной также будет вторая экскурсия по местам романа «Идиот». Первый адрес – наб. Канала Обводного,118, где находится Варшавский вокзал. На него прибывает князь Мышкин вместе с Лебедевым и Рогожиным, и оттуда главный герой направляется к генералу Епанчину. Тот, в свою очередь, жил «несколько в стороне от Литейной, ближе к Спасу Преображения». Точного адреса автор не дает, предположительно – это площадь Преображенская. Рогожин, знакомый князя Мышкина, от которого он впервые услышал о Настасье Филипповне, жил «в Гороховой, недалеко от Садовой». Номер дома не указывается, но скорее всего, это №37, 38 41 или 43. Настасья Филипповна, вероятно, жила по адресу пр. Загородный, д. 20 или ул. Разъезжая, д. 1. В романе адрес указан так: «…в первом этаже <…> близ Владимирской, у Пяти углов». Интересно, что автор «поселил» ее в тот дом, где жила его знакомая, Авдотья Панаева, в которую был влюблен, и чертами которой наделил многих своих героинь (в том числе Настасью Филипповну).
Таким образом, выходит чуть более длинный маршрут, которому следует уделить больше времени. Однако если вы хотите пройтись по тем же местам, где когда-то гуляли любимые всеми герои, лишние метры не должны встать у вас на пути и помешать задуманному.
Автор: Татьяна Бетер