Образ семи странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)
(361 слово) Некрасов начал работу над поэмой примерно в те же годы, когда Толстой писал «Войну и мир». Следует отметить, что цель у авторов схожа: отразить жизнь просто народа «в кризисной ситуации, на переломе». Однако поэт, в отличие ото Льва Толстого, обращался не к историческим источникам, а к пореформенной действительности, используя при этом фольклорные традиции. Уже с первого четверостишия вводится образ главных героев — семи странников.
Недаром автор создаёт именно такое количество: «семерка» в русском фольклоре — магическое, загадочное число. Перед читателями возникает собирательный образ правдоискателей: мы лишь знаем их имена, в произведении отсутствует детальное описание характеров. Странники воплощают весь крестьянский народ, желающий найти ответы на свои вопросы. Автор сразу нам показывает цель их путешествия: «Покуда не доведают Как ни на есть доподлинно: Кому живётся счастливо, Вольготно на Руси?». Так рождается хронотоп «большой дороги» — ещё один элемент русского фольклора.
Семь странников — ключевая фигура произведения. Вместе с ними мы путешествуем по губерниям, деревням в поиске того самого «счастливца», знакомимся с помещиками, слушаем рассказы о нелёгкой женской судьбе. С их помощью мы открываем все тайные уголки крестьянской Руси. В первую очередь странники отправились к представителям вертикали власти, которая возвышается над простонародьем: к попу, помещику, чиновнику, купцу. Но никто из них не оказался счастлив: «Дороги наши трудные. Приход у нас большой», — заявляет поп. Помещик Оболт- Оболдуев жалуется на исчезновение прежнего быта, роскошной жизни с огромной прислугой. Тогда в поисках счастливого человека крестьяне отправляются к простолюдинам. Но вместо ответа на свой вопрос, странники находят бедных, измученных работой мужиков. Автор задаёт риторический вопрос: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Крестьяне существуют в губительных условиях, растрачивая себя в постоянном пьянстве: «Нет меры хмелю русскому. А горе наше мерили? Работе мера есть?» Более того, они сами охотно терпят унижение со стороны господ (крестьянин Ипат радовался, когда барин купал его в проруби, впрягал в телегу).
Черты простого народа отражены и в образе семи странников: крайняя бедность, пьянство, упрямство, решительность, связь с природой (в поэме странники не раз вступали в диалог с окружающим миром). Это единое целое, которое выступает носителем самой идеи поиска правды.
Отражая страну в переломное время (период после отмены крепостного права), Некрасов показывает истинное положение пореформенной Руси, при этом оставляет надежду на счастливое будущее, которое стоит за настоящим гражданином – Гришей Добросклоновым.
Автор: Анастасия Сметанова