Образ Пушкина в изобразительном искусстве

(510 слов) Александр Сергеевич стал символом своего времени. Но портретов великого поэта, к сожалению, не так много. Все они разные. Каждый художник видел его по-своему. Согласно воспоминаниям современников, и сам автор был очень противоречивой личностью.

  1. Пушкин в детствеКсавье де Местр – «Пушкин – ребёнок»(1801-1802). Граф и художник Франсуа Ксавье де Местра какой-то период обучал старшую сестру поэта, Ольгу, рисованию. Он является автором миниатюры, написанной маслом на металлической пластине. Изображение получилось очень живым.  Точная дата создания неизвестна. Предполагается, что это первое изображение Александра Сергеевича.  Долгое время велись споры о том, кто все-таки изображен на миниатюре, и кто автор. Больше 100 лет хранился он у семьи товарища и доктора Пушкиных, Великопольских, а с 1950 по 1961- у исполнителя амплуа пиита в постановке «Пушкин» Андрея Глобы, Всеволода Якута.
  2. Пушкин в юности, молодой ПушкинСергей Чириков — портрет Пушкина (1810). Сергей Гаврилович Чириков, кисти которого принадлежит нарисованное акварельными красками изображение великого творца, преподавал основы живописи и был гувернером. Характеризовал Александра Сергеевича, как легкомысленного, ребячливого, неаккуратного, беззаботного человека. Тем не менее, по его мнению, будущий поэт был добрым, прилежным, галантным мужчиной.
  3. портрет Пушкина (Тропинин) Василий Тропинин — Портрет А.С. Пушкина (1827). Один из самых известных портретов поэта. Он собственноручно заказал изображение Тропинину в качестве подарка друзьям. Александр Сергеевич изображен с слегка взъерошенной прической, в шлафроке, бланжевой рубашке, по окружности воротника которой неаккуратно наброшена смоляная шаль. Этот портрет выполнен в духе романтизма, именно так модные молодые люди того времени желали предстать перед потомками.
  4. Потрет Пушкина, нарисованный ГоголемНиколай Гоголь — Наброски профиля Пушкина (1837). Два скетча сделаны при помощи чернил, пера и карандаша на бумаге. У Николая Васильевича стихотворец изображен с крупным носиком с горбинкой и усами, и напоминает больше самого украинского писателя, нежели его натурщика.
  5. Прощание Пушкина с моремИван Айвазовский, Илья Репин — Прощание Пушкина с морем (1887). Полотно создано общими усилиями Айвазовского и Репина. Иван Константинович знал свои слабые места в живописи, поэтому сам обратился к Репину. Илья Ефимович нарисовал фигуру великого поэта, а кисти Айвазовского принадлежит фон. Репин в ходе кропотливой работы расспрашивал многих людей о телодвижениях, стане творца. Позднее он говорил: «Дивное море создал Айвазовский… И я удостоился чести намалевать там фигурку». Расставание поэта с морем вызвано необходимостью отбытия из Одессы в очередное наказание. Холст был нарисован на пятидесятую годовщину гибели Александра Сергеевича.
  6. Пушкин среди декабристовДмитрий Кардовский — Пушкин среди декабристов в Каменке (1934). Александр Сергеевич гостил в Каменке с ноября 1820 по март 1821, в ноябре 1822. Там находилось имение Василия Давыдова, представителя зюйдового общества декабристов. Одно из таких собраний в 1934 изобразил график, преподаватель, заслуженный деятель РСФСР Дмитрий Кардовский, он же создал иллюстрации к чеховской «Каштанке», грибоедовскому «Горю от ума» и другим литературным произведениям. Также он создал декорации для спектаклей по пьесам Островского «Лес» (1921), «Бедность не порок» (1924).

Таким образом, образ Пушкина в живописи воспроизводился художниками разных эпох совершенно по-разному. Современники поэта делали акцент на романтической, задумчивой и свободолюбивой натуре творца, поэтому его портреты излучают независимость, возвышенность, стремительный полёт дерзкой мысли. А художники, которые не застали поэта в живых, додумывают контекст и погружают своего героя в целую историю. Так, образ Александра Сергеевича ассоциируется с протестом против социальной несправедливости: то он становится жертвой ссылки, прощаясь с морем, то он и вовсе превращается в центральную фигуру декабристского восстания. Живописцам более поздних периодов интересен не столько сам творец, сколько его насыщенная биография, которую каждый интерпретирует и раскрывает по своему, дабы придать своему герою актуальности.

Автор: Анастасия Ананьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector