Образ города в поэме «Медный всадник» (А. С. Пушкин)
(379 слов) В произведении А.С. Пушкина «Медный всадник» Петербург изображён с двух сторон. С одной стороны, автор восхищается красотой и величием нового города, его неповторимостью. А с другой, он отражает мертвую архитектуру Петрограда, показывает коварство его стихии. Как бы там ни было, знаменитый критик Белинский отметил, что настоящим героем книги Пушкина является именно город.
Столица глазами Пушкина – город для господ, но не для народа. Богатство убранства центральных улиц, прекрасные поместья и замки – все это достояние элиты, которая спокойно пережила наводнение. А вот простой народ, у которого не было башен и балконов, стал жертвой гнева Невы, убранной в тесное каменное одеяние. Автор демонстрирует антитезу: сначала он воздает хвалу Петру и его творению, а потом показывает равнодушие и холодность этого правителя по отношению к горю и страданию маленького человека. Суровый климат здешних мест и каменные сердца представителей власти предопределили печальную судьбу жителей Петербурга. Причем, события, описанные автором, ясно дали понять, что северная стихия осталась непокоренной. Нева громит и крушит доспехи города, вспоминая былую свободу своих вод. Но ее злоба разбилась о неприступную «бесчувственность» горожан. По обломкам домов и трупам с размытых кладбищ уже шагают чиновники на службу. Город быстро приходит в себя и ни единой черточкой не выдает смятения. Жертвы трагедии быстро забываются, улицы расчищаются, и жизнь идет своим чередом. Так поэт показал ледяное равнодушие большого города по отношению к маленьким людям.
История строительства столицы объясняет этот феномен. Поэт удивляется тому, что всего за сто лет болото превратилось в огромную громаду зданий, где функционировал прекрасный порт, где развивался российский флот. И читатель невольно задумывается о цене этого завоевания: сколько простых людей погибли, строя мосты и дворцы, проспекты и портовые сооружения? Быстрые темпы обусловлены тем, что никто не считал денег и рабочих, погребенных под мощными сваями и длинными балками, на которых держался триумф градостроителя Петра. Город с самого начала требовал жертв и в очередной раз собрал кровавую жатву на наводнении. Но местным обитателям не в первый раз пришлось украсить алтарь свежими жертвами, поэтому они не остановили привычный ритм жизни, чтобы почтить память павших в борьбе со стихией.
Таким образом, поэту удалось запечатлеть уникальный образ Петербурга – северного города с бесстрастным выражением ледяного спокойствия, которое не поколебать никакими бедствиями. Его холодная красота пленяет взор, могущество опьяняет, но за всем этим слепящим великолепием кроется уродливая изнанка – трагедия маленького человека в большом городе, который строился на его костях.