Образ дороги в творчестве русских художников
(463 слова) В любом виде творчества встречается мотив дороги, некоего путешествия или же просто жизненного пути героя. Ничего необычного в этом нет, каждый из нас бо̀льшую часть времени проводит в пути, именно поэтому дорога для человека может стать чем-то особенным, тем, что приведёт его к какой-то цели или же поможет свернуть на правильный путь. Поэтому творческие люди, в особенности русские художники, часто вдохновлялись темой дороги, пытаясь интерпретировать ее по-своему, ведь полотно — это не просто изображение, это завуалированная мысль, которую автор пытается донести до тех, кто увидит эту картину и сможет её прочесть.
В.Г. Цыплаков написал свою картину «Мороз и солнце» в начале прошлого века, взяв за основу знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». В этой картине образ дороги самый что ни наесть буквальный: седок в санях, запряженных лошадью, подгоняет её, спеша поскорее укрыться от суровой русской зимы, такой, какой она изображена на картине. Вторая лошадь, только-только показавшись из-за сугроба, тоже торопится доставить своего хозяина в тепло. В этой дороге не стоит искать слишком глубокого смысла, это просто пейзаж, навеянный известным стихотворением.
Что насчет второй картины, «Лунной дорожки» И.К. Айвазовского, на ней уже нет так называемого «главного героя», композиция состоит из нескольких элементов: это корабли, лодка с людьми, пейзаж заднего плана, ночной город где-то вдалеке и, конечно же, луна, прокладывающая лунную дорожку. Полотно буквально окутывает зрителя таинственностью ночи. Люди, сидящие в лодке, тоже разделяют с нами этот восторг, кто-то даже привстал, чтобы лучше разглядеть этот свет. Мотивы ночи, особенно ночной жизни воды, присущие Айвазовскому, содержат в себе завуалированный образ дороги — чего-то такого, чего не увидишь с первого взгляда. По лунной дорожке невозможно пройти, её невозможно затоптать или запомнить место, где она прокладывается, она — нечто неуловимое, что-то загадочное и таинственное, за счет чего и привлекает любопытство людей, странствующих в морях и встречающих этот нематериальный путь. В отличие от тропы на первой картине, лунная дорожка неуловима и бесконечна.
Третий образ дороги представлен на картине В.Г. Перова «Проводы покойника». Она была написана в 1865 году и входит в целый цикл картин художника о несчастной судьбе бедных людей. Перед нами женщина и двое детей, потерявших кормильца семьи и опору. Все они опечалены горем. Если приглядеться, можно заметить поникший вид лошади, везущей этих несчастных людей, и гроб с покойником, — она как будто тоже скорбит вместе с ними. Собачонка, сопровождающая повозку, будто бы воет, оповещая всех о случившейся беде. Обледенелая дорога, окруженная снегом, еще больше нагнетает атмосферу, делает её максимально несчастной. Здесь дорога символизирует путь в загробную жизнь, что-то вечное и светлое, если верить православным канонам. Возможно, когда-нибудь из-за этих темных сгущающихся туч выглянет солнце, и эта семья будет счастлива, но пока она измождена утратой.
Подводя итог, можно сказать, что образ дороги в картинах может иметь самые разные интерпретации и смыслы, которые не так сложно разгадать, достаточно всмотреться в неё и поразмыслить, какие чувства она вызывает и на какие мысли наводит именно Вас.
Автор: Екатерина Пристанскова