Нравственный выбор в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
(348 слов) М. А. Булгаков поднимает вопрос, связанный с нравственным выбором, практически во всех произведениях. Тем не менее, большее внимание этой теме он уделяет в «Мастере и Маргарите». Каждый герой романа должен принять обдуманное решение и совершить выбор в пользу доброй или злой стороны, причем условия выбора настолько запутанные, что ему очень сложно отличить одно от другого. Поэтому решение дается непросто.
Автор всеми старается перевернуть наше восприятие хорошего и плохого, дабы объяснить, что в мире нет четкого и незыблемого разделения между одним и другим. Каждое явление можно трактовать по-разному, каждый человек имеет и добрую, и злую натуру, они лишь меняются местами в зависимости от обстоятельств. К примеру, Воланд, который является Сатаной, предстает как помощник, добрый маг из сказки, когда становится оппонентом Иешуа в споре о судьбе Маргариты и Мастера. Именно он приходит в грешный мир людей и пытается его исправить, хотя это следовало бы делать другой стороне. Таким образом, в жизни все неоднозначно, и принять правильное решение очень сложно. Например, стоит подробно остановиться на нравственном выборе Понтия Пилата. Он вроде и сочувствующий человек, способный понимать несправедливость вынесенного приговора, но в то же время он – невольный его палач. Прокуратор обязан поддерживать порядок во вверенном ему городе, где толпы агрессивных людей готовы взбунтоваться в любой момент. Их держит в узде местная религиозная власть, и потому Пилат не может спорить с ней о том, кого миловать на праздник: проповедника или убийцу? Герой думает, что жертвует чужой жизнью во благо, спасая чужой народ и свою армию от бессмысленного кровопролития. Но он ошибается, потворствуя злу, облеченному в благопристойность. И потому он получает вечные муки совести, ведь именно свое благополучие он поставил выше человеческой жизни.
Также неоднозначна ситуация Маргариты: она пошла за любимым, но бросила мужа, поставила на кон свою бессмертную душу и т.д. И, несмотря на это, она сделала высоконравственный выбор: отказалась ото лжи и роскоши ради истинного чувства. Не идеален и Мастер: он написал гениальный роман, но струсил и сжег его, получив закономерное наказание.
Таким образом, на распутье обманувшиеся герои часто повиновались разуму, а надо было прислушаться к чувствам. Ведь и Пилату, и Мастеру казалось, что они поступают неправильно, но доводы ума их запутали.
Автор: Вера Куруч