Маленькая жизнь на Красной площади

Три года назад в нашей стране был год литературы. Именно тогда впервые у стен Кремля прошел первый праздник книги. Да-да, это именно праздник и нечто иное. Этот фестиваль нельзя сравнить ни с одной книжной ярмаркой, настолько он масштабный, грандиозный, а главное многогранный. И вот в этом году, с 3 по 6 июня, на Красной площади прошло главное книжное событие. О том, как это было, расскажу вам в своем материале.

Литература на грани нервного срыва

Сказать, что я ждала открытия фестиваля, не сказать ничего. Я его предвкушала. И не удивительно, ведь на нем должно было собраться около 400 издательств со всей России, пройти более 500 самых разных мероприятий на 12 площадках фестиваля. А сколько интересных знакомств сулила Красная площадь! И тут буквально за несколько дней до открытия в Москве начинает происходить что-то совсем непонятное с погодой: ураганы, ливни, град, никого и ничто не щадящий ветер. Страшные последствия были после этих катаклизмов. А книжный фестиваль, если кто ни разу не был на нем, представляет собой шатерный городок, разбитый в самом центре нашей родины. И тут меня посетил страх, что фестиваль отменят, иначе его попросту может сдуть, в конце концов, это может быть просто небезопасно для людей. Но нет, все обошлось! Организаторов не так просто оказалось испугать, они приняли все необходимые меры безопасности при содействии МЧС, и фестиваль распахнул всем свои объятия в субботу утром.

Книжный фестиваль, Москва, 2017

Бежала я туда на всех парах, предусмотрительно надев на себя пальто и теплый платок, и вооружившись зонтиком. Все шутили много и горько о том, что на дворе 3 июня, а холодно даже в пуховиках. Но если без шуток, это было действительно испытанием, которое показало, насколько люди ценят культуру. На главной сцене в первый день выступил государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, Максим Аверин прочитал стихи Роберта Рождественского, Артур Смольянинов представил свой моноспектакль по стихам Иосифа Бродского «Реки и улицы. Путешествие по смыслам и звукам». И если классическая музыка смогла рассеять тучи, то программу Смольянинова слушали, сидя под проливным холодным дождем. Волонтеры разносили дождевики: от такого дождя трудно было спрятаться под зонтиком. Спасал горячий чай, который в дуэте с прекрасными стихами 60-х действительно согревал душу, уносил куда-то далеко, и ты забывал, что твои ноги стоят в луже.

Юрий Башмет

Национальные особенности

Погода вносила свои коррективы, вырывала листки из рук артистов, разнося их по Красной площади. Как известно, энтузиазм может спасти все. Время от времени выходило солнце. Хотелось побродить от одного шатра к другому, полистать книги, поискать неизвестные мне издательства. Интересной мне показалась идея представления книг из Якутии, Башкортостана, Чувашии. Представители этих издательств надели на себя национальные головные уборы. Их шапки из меха, с кисточками, монетками очень привлекали внимание своим национальным колоритом.

Что расскажет автор?

Людей было очень много, и к книгам подобраться было сложно. Приходили семьями, покупали целыми стопками, что неудивительно: на фестивале на все издания скидка была 25 процентов. К тому же Красную площадь посетили многие писатели, которые с готовностью подписывали свои книги. Были и презентации, и обсуждения на заявленную тему, и интервью с авторами. Так, в первый день на главной сцене на вопросы отвечал Евгений Водолазкин. Автор «Лавра» и «Авиатора» оказался интеллигентом до кончиков пальцев, который тщательно подбирал слова для выражения своих мыслей. Он высказал одно интересное утверждение. По его мнению, писатель, а тем более поэт, не должны давать интервью. И вообще с ними не стоит общаться. Потому как часто бывает, что стихи какого-то лирика пронзительны и воздушны, а сам автор оказывается неряшливым обжорой с плохими манерами. А такой образ может испортить восприятие его поэзии в будущем.

Евгений Водолазкин

Чем фестиваль отличается от простой ярмарки?

Второй день фестиваля был по-настоящему фееричным. Светило солнце, дул теплый ветерок. Людей пришло намного больше, чем в первый день. И, наконец, в полной мере я смогла рассмотреть, насколько организаторы постарались для людей. Гуляешь по красной площади и видишь довольных читателей в лежаках, листающих страницы своих приобретений, пьющих кофе и обсуждающих какую-то книжную новинку группу студентов. Кто-то сидит и слушает лекцию на площадке нон-фикшн, кто-то ждет своего любимого писателя, чтобы задать вопрос, а кто-то уже проголодался и спешит в литбуфет. Конечно же, в выходные одними из главных посетителей были дети, которым родители покупали книги. Давно я не наблюдала сцену, чтобы папа или мама рассказывали своему чаду про выбранную ребенком книжку. Это было так трогательно, и я думала, почему нет подобных площадок для детей, которые работали бы весь год. Ходить просто в книжные магазины, наверно, скучно, поэтому родители не устраивают такой досуг. Но вот если бы было место, где так же, как на книжном фестивале читали книги по ролям, играли бы с детьми, устраивали шарады и конкурсы по следам литературных героев, может и стало бы больше людей, любящих книги уже с детства.

Как приучить ребенка к чтению?

На площадках не раз звучала мысль о том, что нельзя заставить читать. Так считают многие люди, которые занимаются литературой. Дидактические указания ребенку на то, что читать надо, а что не надо, попытки насильно усадить за книгу, не есть путь к любви. Чтение должно быт удовольствием, а потому к этому человек должен потянуться сам. Неважно, с чего он начнет, главное, что он начал. Задача родителей в том, чтобы какими-то окольными путями наблюдать, что именно читает их ребенок (особенно в подростковом возрасте), и пытаться обсуждать эти книги, например, за чаем.

детская мастерская, книжный фестиваль

На мой взгляд, такие мероприятия как книжный фестиваль совершенно ненавязчиво заставляют любить литературу и культуру в целом.  Председатель оргкомитета фестиваля Владимир Толстой, между прочим, правнук Льва Толстого, сказал такую вещь: «Привить любовь к чтению – все равно, что научить человека быть счастливым. Разложить по полочкам ценности, и откроется, что книга куда ценнее мечты о дорогом автомобиле».

Вернется ли прежняя любовь к чтению?

Говорят, сейчас век потребления. Все стараются казаться, а не быть. Столько фальшивого и так мало настоящего. Презрительно кидают, что слово уже ничего не стоит. Выбрасывают бумажные книги, освобождая свои жилища. Все это невыразимо грустно, но! Прибегнем к философии стакана: наполовину пуст, или наполовину полон. Проведя четыре для на главной книжной площадке, я поняла, что для меня он наполовину полон. Когда начали уходить из жизни последние шестидесятники, все стали вспоминать о том, чем были стихи когда-то. Когда-то они собирали стадионы, а что сейчас собирает стадионы? Былого не вернуть… А Красная площадь смогла! И в дождь, и в ветер люди слушали стихи! Смотрели стихи, как в случае с чудным проектом Анатолия Белого «Кинопоэзия».

Куда уходят бумажные книги?

На Красной площади обсуждались вопросы ухода бумажной книги из жизни людей. Заменит ли ее полностью электронная? Как быть с детьми, которые не выпускают из рук свои смартфоны и планшеты? Резюме дискуссий таково: нет никакого конфликта между бумагой и цифрой. Это две параллельные прямые. А для детей, не приемлющих ничего, кроме интерактивного чтения, уже стали разрабатывать специальные программы. Так, например, были созданы «Живые страницы», которые могут бесплатно установить все владельцы андроидов.

Книжный фестиваль, Москва, 2017

Но меня как любителя бумажных изданий больше всего потрясла четкость и меткость фразы, произнесенной режиссером Сергеем Соловьевым.  Про тех, кто собирает дома библиотеку (а он из таких людей), он сказал так: «Мы копим не пыль, мы собираем память цивилизации». На главной сцене Соловьев говорил много полезного, вспоминал свою жизнь с книгами. Но самое важное, что он предложил всем задуматься о том, насколько мы счастливые люди: мы можем покупать какие угодно книги, мы можем читать, что нам только захочется. А известному режиссеру в его молодости приходилось ходить на съезды пушников, сидеть на нудных собраниях и все ради книжных развалов, которые туда приезжали.

Завершающий аккорд

Понедельник выдался самым холодным и дождливым. И дался мне этот день на площади очень тяжело. Но в нем был знаковый для меня момент – это встреча с литературным критиком Галиной Юзефович. Ее диалог с автором романа «Патриот» Андреем Рубановым состоялся вечером, когда ни рук, ни ног я уже не чувствовала. Но это была настолько нужная дискуссия, одной мыслью из которой я хочу поделиться с вами. Это относится именно к нашей российской прозе. Любители, читатели, вспомните, за последние пять лет хотя бы одного героя, который был бы вам симпатичен. Сложное задание, не правда ли? Я не нашла. Мне и в зарубежной современной литературе таких найти сложно, но там все же что-то такое есть. Это я к чему, к тому, что Юзефович конкретно обозначила проблему – отсутствие героя. Его просто нет. К слову, для нее герой – этот тот, через кого течет время, тот, кто его через себя показывает.

День рождения Пушкина прошел, что называется, на ура. Читали «Евгения Онегина». Не знаю, слышали вы об этом или нет, но состоялась культурная инициатива «Читаем Онегина»: записали видеокнигу романа, где приняли участие многие талантливые и известные люди. На Красной площади ее презентовали, и любой желающий мог прочитать любимый отрывок со сцены. Артисты МХТ им. Чехова представили программу «Наш Пушкин». Стихи читали Дмитрий Назаров, Ирина Мирошниченко, Анатолий Белый, Евгения Добровольская, Игорь Верник и другие.

Книжный фестиваль, Москва, 2017

Книжный фестиваль закончился под марш Чайковского, звучавший с главной сцены. Три тысячи минут литературы пролетели на одном дыхании. Это была моя маленькая литературная жизнь на Красной площади. Она закончилась, оставив множество воспоминаний, которые не вместить в одну статью. Через год все повториться снова. Но тогда будут совсем другие книги, другие стихи, другие люди и, возможно, другая погода.

Автор: Ксения Кирсанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector