Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
(348 слов) Романтическое произведение «Старуха Изергиль» обращено к самобытному молдавскому фольклору – легендам о судьбах неординарных, выдающихся личностей. Но за этими мифами скрыта явь, аллегорически выраженная автором. К тому времени Горький уже увлекся революционными идеями, но цензура не позволяла ему их описывать, поэтому он истолковал свои убеждения в форме сказки.
Вначале Изергиль рассказывает легенду об отверженном и обречённом на вечные скитания Ларре. Он окончательно противопоставил себя другим людям, убив дочь одного из старейшин. Тогда его изгнали из племени, решив, что для такого бесчеловечного существа вечное уединение с собственной ледяной, безразличной душой – самое невыносимое наказание. Но сказка ложь, да в ней намек: в этом образе Горький аллегорически раскрывает мрачное предзнаменование для власть имущих, которые, подобно Ларре, высокомерно попирали свой народ. Оно сбылось: большинство из них после переворота оказалось в эмиграции.
Затем старуха предаётся воспоминаниям о своей прошедшей жизни, особое внимание уделяя любви, – чувству, которым постоянно руководствовалась в принятии решений. И лишь один мужчина смог занять в её непокорном сердце особое место – шляхтич Аркадэк. Изергиль знала, что её искренняя привязанность к этому человеку не взаимна, но ради него отчаянная женщина проделала долгий путь до Варшавы, чтобы, рискуя жизнью и совершив убийство, помочь ему с товарищами бежать из плена и в качестве благодарности получить лживые слова. В этой истории очевидно сетование Горького на то, что в реальности люди растрачивают свой героизм на эгоистические нужды, поэтому и остаются несчастными. Силу и молодость, по его мнению, нужно направить на помощь человечеству.
В конце Изергиль восхищённо делится второй – совершенной противоположной – легендой о великом мученике с горячим сердцем Данко. Этот красивый юноша был настолько предан человеческому роду, что отдал свою жизнь ради того, чтобы помочь людям, загнанным в постепенно убивающие их леса. Это образ революционера, который жертвует всем, преодолевая вековую тьму рабства и невежества, уводя свой народ к лучшей жизни. Вот так должен распоряжаться собой настоящий герой, чтобы обрести счастье в служении великой цели.
Подобное построение рассказа не случайно. Писатель намеренно знакомит читателей с реальной судьбой простого земного человека, при этом поэтапно погружает читателя в повествование о неповторимо сильных, противоположных друг другу выдуманных личностях. Всё для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что в жизни всегда найдётся место подвигу.
Автор: Мария Гуцало