Краткое содержание Жития Сергия Радонежского

На сайте Литерагуру представлены произведения из области культуры и истории России. И знакомство с кратким изложением памятника Древнерусской литературы – Жития Сергия Радонежского даст читателям возможность в более короткие сроки узнать о важных событиях в жизни человека, причисленного к лику святых, основательнее подготовиться к занятиям и к написанию творческих работ по рассматриваемой тематике.

В Ростове жили бояре Радонежские – Мария и Кирилл. Они пользовались почетом и уважением в народе. В 1314 году у них родился мальчик, названный Варфоломеем, который дал знать о себе еще до рождения – якобы он закричал три раза, когда его беременная мать была на церковной службе.

Сама женщина была набожной, будучи беременной, соблюдала все религиозные традиции и требования, и она решила, что ее сын станет человеком религии, служащим церкви. Кроме того, об этом говорил и священник из той церкви, где дитя прокричало трижды, и он говорил, что это знак того, что ребенок будет служить Святой Троице. Удивляло родителей и то, что младенец в постные дни не брал грудь матери, когда та ела мясо. Выходит, он придерживался поста с самого раннего возраста.

Поскольку родители Варфоломея были людьми религиозными, и нередко в их доме гостили путешественники, божьи странники, то и сам он ударился в религию. Когда ему исполнилось десять лет, он пошел учиться, однако, науки ему не давались, и он отставал в них от своих ровесников. Но он не бросал это дело, пытался добиться познания наук, молился, ведь он не хотел, чтобы его родители расстраивались по этому поводу.

И тут случилось в его жизни чудо. Он отправился по велению отца за лошадьми и пошел через лес, где встретил старого священника, который молился, и стал наблюдать отрок за иноком. Старец помолился и, обратив внимание на ребенка, спросил, чего тот ищет в жизни. На что Варфоломей сказал, что ему не даются науки, и попросил старца помолиться за то, чтобы он в этом преуспел. Инок помолился и угостил отрока кусочком просфоры. Он сказал, что отныне юноше будет помогать сам Бог, и что теперь он превзойдет по учебе всех своих сверстников. После этого они отправились к родителям юноши, и им инок сказал, что их сын избран самим Святым Духом и станет обителью для него. Он будет служить Святой Троице, и поможет людям в понимании законов Божьих, и многих приведет к Богу.

После этого Варфоломей, и в самом деле, стал гораздо лучше учиться, понял и принял то, что было в Священном Писании, и ему хотелось получить сан инока.

Однако жизнь внесла свои коррективы – на город напали татары и ограбили его семью, в числе многих других. Из-за этого они в 1330 году перебрались в Радонеж. После этого жизнь их разъединила окончательно  – родители юноши приняли обет монашества, и перемерли в монастырях в скором времени.

Их сын пошел по их стопам и попал в Хотьковский монастырь, где ему улыбнулась удача, ведь там находился Стефан, его старший брат. Брат к тому моменту был уже вдовцом. А наследство от отца Варфоломей передал Петру, младшему брату, и остался ни с чем.

Варфоломей имел сильное тяготение к строгой жизни и пожелал построить свою церковь у реки Кончуры, чем они вместе с братом и занялись, и окончили стройку в 1335 году. Церковь Святой Троицы стояла в лесном бору у реки.

Старший брат Варфоломея Стефан пробыл с ним недолго, после чего ушел обратно, в Хотьково-Покровский монастырь, ему не хотелось жить темном бору. А его брат, оставшийся в одиночестве, принял иночество, тем самым став тем, кем так хотел стать. И сменил имя – будучи Варфоломеем, стал Сергием.

Новоявленного инока стали навещать гости из ада – бесы, однажды даже сам владыка тьмы, дьявол, почтил своим присутствием. Но Сергий был стойким священником, он таких гостей не привечал и не рад был им, изгонял их, как мог – молитвами и крестным знамением.

Друзей нашел себе он в природе – это были звери дикие, он их подкармливал, даже смог подружиться с медведем, почти приручил его.

Жизнь его текла своим чередом – он жил, находя опору в своем собственном труде, – сам готовил, сам все наготавливал. К примеру, он пек просфоры и варил кутьи, изготавливал свечи, а остальное время тратил на молитвы. Когда еды у него не оставалось, он терпел голод и ждал, когда Бог пошлет ему свою милость. Одежда, которую он носил, была старой и ветхой.

 Лесная пустошь стала пристанищем для всех иноков, убегающих от суеты. В течение семнадцати лет Сергий создает собственную общину, в которой в 1354 г. становится главным наставником – игуменом. Сергий в своей общине держит порядок с помощью наставления и доброго слова. О нем, как о человеке трудолюбивом и кротком, пошла слава по всей Руси. К нему, стараясь получить помощь, поддержку или дельный совет, приходили многие люди из разных мест земли русской. Старец своей мудростью и мягкостью оказывал им помощь. А эти люди оставляли пожертвования, отказывали в пользу пустоши собственное имущество. И вскоре пустошь превратилась в богатый, состоятельный монастырь. Своими молитвами отец Сергий даже способствовал возникновению святого источника, который приносил исцеление страждущим и больным.

Слава об отце Сергии дошла и до Царьграда. Из Византии явились послы от константинопольского патриарха Филофея. Тот, будучи наслышанным о его деятельности и признавая заслуги игумена перед Богом и церковью, жаловал Сергию схиму и параманд. Также патриарх приказал ввести строгие правила в монастыре. По настоянию Филофея игумен Сергий занялся разработкой монастырского устава, который был принят потом большинством русских монастырей. Следуя уставным законам, в его обители теперь могли обретать приют нищие.

Сергий также тесно общался и с митрополитом московским Алексеем. Тот приглашал его на актуальные переговоры, если нужно было усмирить самых ярых или помирить  находящихся в ссоре людей. Старец умел благотворно влиять на их души и умы тихим, исполненным мудрости и веры словом. С его помощью были улажены конфликты между Москвой и Рязанью, ослаблявшие русское государство и разорявшие русские земли довольно продолжительное время. К примеру, из-за нападения на рязанскую землю Олег, княживший в Рязани, сжигает Коломну. В процессе переговоров игумен убеждает Олега признать главным московского князя Дмитрия Ивановича и принять его покровительство. Это был наиболее разумный выход из положения, чтобы защитить Русь от набегов татар и литовцев. На Куликовом поле  решалась судьба Руси, нашего Отечества.

Незадолго до своей кончины митрополит Алексей решил свой сан передать Сергию Радонежскому, но тот из-за собственной скромности его не принял. Да и игумен был уверен, что на прежнем своем посту он больше сможет принести пользы людям. Сан митрополита принял  Михаил, он недолюбливал Сергия. Но по пути в Константинополь новоиспеченный митрополит скончался. Отец Сергий его кончину предсказывал.

Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской посетил монастырь игумена, где попросил у Сергия благословение. Старик на тот момент уже был слабым, и он не смог присоединиться к княжескому войску, но князю благословение он дает и предсказывает победу в сражении. Кроме этого старец предоставляет Дмитрию в помощники двух монахов, которые были смелыми, обладали недюжинной силой и проявили себя бесстрашно в боевых вылазках. Это были Пересвет Александр и Ослябю Андрей. Александр сразился в поединке татарином. Эти монахи геройски погибли в сражении. Известно также, что предсказание старца о победе в знаменитой битве русского войска и его благословение остановило большинство тех, кто был готов перейти на сторону Мамая и совершить предательство в отношении князя Дмитрия Донского. Олег, княживший в Рязани, посетовал, что если бы слышал о благословении игумена и его предсказании, то просил бы Мамая не учинять напрасное кровопролитие. Речам почтенного старца безоговорочно верили.

Игумен Сергий предвидел будущие события и сумел поведать об этом монашеской братии. Он созерцал их словно наяву, хотя они происходили на большом расстоянии от его монастыря. Старец обладал не только предсказательным даром, но и другими чудесными способностями: излечивал многие недуги, прогонял бесов, исцелял слепых и даже оживил ребенка, отец которого принес слишком поздно. К игумену являлись и ангелы, и апостолы с Богородицей. Все они поддерживали его деяния.

Известен и случай о раскаявшемся лихоимце. Богатый человек у бедного своровал борова, не заплатив за него. Отец Сергий убедил вора, что он неправ, но тот снова не заплатил. В итоге мясо сгнило, хоть и был приличный мороз. И лишь после того вор признал собственную вину и раскаялся.

Сергий Радонежский прожил долгую жизнь, его деятельность была направлена на укрепление могущества княжеской Руси, церкви и веры, на оказание помощи людям. Умер преподобный старец в 1392 году 25 сентября. Мощи Сергия Радонежского тридцать лет были нетленны. В память о его деяниях и чудесных способностях в 1452 году отец Сергий был причислен духовенством к лику святых. За долгую и насыщенную жизнь игумен создал Георгиевскую, Галутвинскую, Благовещенскую,  Высотскую, Борисоглебскую  и иные обители, подготовил тысячи учеников, ставших его последователями, продолживших славные богоугодные деяния святого.

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector