Краткое содержание сказки Михаила Салтыкова-Щедрина «Бедный волк» и отзыв для читательского дневника

Среди всех животных, обитающих в лесах, волк считается одним из самых хитрых и злых. Однако он является таковым не потому, что он по своему характеру зол, а из-за того, что был рожден хищником и обязан жить в соответствии с этим. А хищнику, чтобы жить, как известно, надо убивать и питаться жертвами. Но этот процесс осложнен тем, что слишком сильные жертвы могут сами убить хищника при попытке напасть. И, кроме того, слабых, которые более доступны для добычи, сильные защищают, что осложняет волку жизнь. Нередко волку приходится вместе выть со своей волчицей на луну, ведь они не могут даже прокормить своих детей.

Волка все ненавидят, проклинают и считают душегубом – будь то лес или же деревня. Деревенские жители обороняются от волка, как могут – придумывают различные ловушки, но это не мешает ему при возможности воровать скот – а по-иному у него не получается, ведь жить и кормить детей как-то надо.

Волку непонятна причина, по которой к нему все вокруг испытывают ненависть – по его мнению, воровство скотины, такое же обыденное действие, как использование этой самой скотины в быту у тех, кто ее держит.

Однако в лесу жил один особый волк, который был уже матерым и старым. И он стал размышлять о правильности своих действий. Вся его жизнь была типичной для всех волков – он так же, как и все, промышлял грабежом, воровал скотину и порой даже детей.

Однако в его жизни случился переломный момент – он, вместе со своей стаей, напал на медведя, но нападение завершилось поражением. Более того, сам волк стал пленником медведя. Тот думал, что ему сделать с пленным – убить, либо же пощадить? Но решил поступить иначе – проверить волка на наличие совести. Он задал волку несколько вопросов, на которые волк честно ответил. И медведь, несмотря на что, что волка, исходя из его ответов, следовало убить, принял решение отпустить его. И отпустил.

А волк же вернулся к былому образу жизни. По-прежнему воровал везде, где только мог. Но с годами ему становилось все хуже, организм износился настолько, что он теперь опасался даже обычной сельской собаки.

Для него переломным стал момент, когда он украл очередную жертву – ягненка, который так рыдал и просился к матери-овце, что волк его отпустил. Он не просто так его отпустил – его сердце тронула тяга к жизни, а потом ему вспомнился допрос медведя.

После этого волк стал размышлять над своей жизнью, и пришел к выводу, что его жизнь и судьба – проклята, ведь он родился волком, и ему всю свою жизнь, чтобы жить, приходилось убивать и воровать.

Он приходит к заключению, что не имеет права убивать других, однако и сам жить без этого не может. И впоследствии он решает закончить жизнь самоубийством – он выходит навстречу деревенским мужикам, вышедшим на охоту, которые его и убивают.

Отзыв для читательского дневника

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина очень грустная, тяжелая для восприятия и имеет огромный поучительный смысл. Заканчивается произведение тоже печально. В нем автор поднимает многие философские и нравственные вопросы и проблемы, существующие в мире, затрагивает природные взаимосвязи,  отношения – хищник – жертва.

Автор в своем произведении обращает внимание читателей на жестокие законы, существующие в природе, на естественный отбор, что одни живые существа убивают других, потому что так заведено природой, не из-за собственной прихоти, а потому что иначе жить не могут.  Ведь хищник не может питаться растительным кормом, как и травоядные животные не могут питаться плотью и кровью мертвых животных.

Основная мысль невеселой сказки заключается в том, что каждое живое существо вынуждено жить по законам, установленным природой. К сожаленью, так устроен мир.  На свете нет правды, истины, общей для всех. И если говорить о людях, то любой из нас выстраивает свою жизнь так, как может и желает, в соответствии со своими взглядами и идеалами, как считает нужным. И каждому из нас нелегко, если происходит крах идеалов, разочарование в них, потеря жизненного смысла. Особенно если это случается в зрелом  или пожилом возрасте у человека, когда менять или начинать что-либо уже поздно, а доживать бесцельно и бессмысленно тяжело.

Герой сказки, не зря назван автором «бедным», он, размышляя о своей жизни, пришел к выводу, что делал зло, был за это проклят и решил больше не воровать и не губить животных, но как жить иначе он не знал и оказался в затруднении. Он не видел смысла в своем дальнейшем существовании и решился уйти из жизни, в чем ему и помогли деревенские охотники.

Также произведение Салтыкова-Щедрина учит нас не судить по себе других людей, не настаивать на своей точке зрении и не считать свое мнение единственно верным. Потому что у каждого свое видение того или иного вопроса, события, явления.

Персонаж сказки вместо негатива и возмущения вызывает невольную жалость. Ведь он занимался разбоем, потому что хотел жить, вырастить потомство и не мог по-другому. Изменить героя невозможно, остается лишь уничтожить. Но уход из жизни – это не выход из положения, хоть иногда и кажется единственно верным решением.

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector