Краткое содержание романа Ш. Монтескье «Персидские письма»

В романе «Персидские письма» автор пытается решить сразу несколько важных проблем – начиная с вопросов государственного устройства и политики и заканчивая спорами на религиозные темы. Хронологически действие романа охватывает 1711–1720 годы, время правления самодура Людовика XIV. Произведение написано в форме писем и приправлено правдивыми пикантными подробностями из жизни персидских гаремов, что позволило роману завоевать интерес и симпатию миллионов самых разных читателей по всему миру.

Главные герои романа – Узбек и Рика, они персияне. Жажда приключений заставила их оставить родной дом и пуститься в странствия. Всю дорогу они переписываются друг с другом и еще – со своими друзьями, делясь открытиями и впечатлениями. Так, однажды, Узбек открывает своему другу причину, побудившую его уехать. Еще будучи совсем юным, он был отправлен во дворец шаха. Но царившие там порядки отнюдь не радовали юношу, так как противоречили его внутреннему мироощущению.  Ложь, пороки и лицемерие побудили героя бежать, сославшись на неуемную тягу к новым знаниям и открытиям.

Первое путешествие героев началось в Эрзеруме, затем они посетили Смирну и Токату. Некогда великая турецкая империя переживает серьезный кризис: грабежи, опустошение деревень и провинций, упадок основных сфер деятельности, приносящих доход. Правящие должности куплены за деньги, а судьба государства таких гореправителей совершенно не волнует. Страна и общество стремительно деградирует и тонет в невежестве, в то время как Европа – процветает. Узбек в своем послании другу Рустану пишет о своем предположении относительно судьбы турецкой империи, предрекая ей скорое завоевание и подчинение какому-либо сильному правителю.

Путешествие в итальянский городок Ливорно заняло у путешественников около сорока дней плавания. Эта цветущая христианская обитель представляла собой чудное зрелище для любого человека. Все здесь было иначе: и строения и обычаи и одежды. Казалось, каждая мелочь была здесь странной и удивительной. Жизнь женщин в Ливорно отличалась большей свободой, как в поведении, так и в одежде.

Следующим местом назначения героев становится Париж. Свои впечатления от посещения сего чудного места, Рика записывает и посылает своему другу Иббену. Он удивлен скоростью течения жизни парижан. Французы много времени отводят созерцанию прекрасного: они посещают театры и выставки, наслаждаются всяческими искусствами, что азиатам совершенно чуждо. Все здесь свободны и раскованны, потому и счастливы.

Впечатления от путешествий Узбеку омрачают тревожные вести из гарема. Одна из его жен, Заши, была обвинена в неверности – ее застали наедине со слугой — евнухом, которого тут же казнили. Узбек рассказывает о турецких обычаях своему другу – французу. Тот искренне не понимает устройства жизни азиатов, их рабского положения, а самое главное – того, что сами люди довольны и даже гордятся такой жизнью. Француз призывает народ освободиться от предрассудков и начать новую свободную жизнь. Но Узбек в этом вопросе с другом не согласен – традиции для него священны.

Следующее письмо Рики к Иббену затрагивает тему свободы и высокого положения парижских женщин. Такое превосходство женщин над мужчинами Рика считает вполне справедливым. Ведь власть женщин – в их красоте. Мужчины могут захватить главенствующее положение лишь в некоторых странах, а власть красоты – безгранична. Рика ловит себя на мысли о том, что он постепенно приспосабливается к европейским обычаям и нравам и легко превращается в одного из европейцев, теряя азиатские привычки. Он пишет о том, что по-настоящему женщину узнал и понял лишь в Париже, затратив на это всего месяц, а не в серале, прожив там около тридцати лет.

Рика, в переписке с Узбеком, отмечает особенности характеров французов. В отличие от их соотечественников, азиатов, европейцы – гордо несут свою индивидуальность, не боясь быть другими, разными. Они не привыкли притворяться и лебезить перед кем либо – они свободны во всем, их сердца открыты.

Узбек же занят размышлениями об устройстве государственного правления в Европе. Он, повидав и сравнив множество вариантов правления, делает вывод, что для каждой страны нужно выбирать наиболее эффективную форму властвования. Так, где-то и наказание в виде штрафа успешно дисциплинирует человека, а где-то потребуется более серьезное наказание, чтобы добиться порядка.

Узбек посвятил много времени написанию истории и происхождения республик. Такая форма правления, созданная и применяемая лишь в Европе, была чужда азиатам, привыкшим к деспотичной власти. Герой приходит к выводу, что свобода создана только для европейцев, а угнетение и рабство – для азиатов.

Путешествие во Францию Узбека сильно разочаровало, о чем он и написал в одном из своих последних писем. Народ, некогда бывший образцом великодушия, значительно испортился, погряз в разврате. Жажда денег и славы стала неутолимой, не останавливающейся ни перед чем. Французы ради выгоды разоряли свое же государство и своих же сородичей. Даже духовенство, должное воспитывать в людях добрые порывы, поощряло бесчестные способы заработка. Герои постепенно разочаровываются в том, что казалось им удивительным и вдохновляющим в чужестранцах. Длительное отсутствие Узбека в гареме приводит к возникновению там хаоса.

Многочисленные плохие вести из гарема, передаваемые Узбеку тамошним начальником евнухов, сильно его беспокоят. На этот раз сообщение касалось Зели. Она, по пути в мечеть, сняла с себя покрывало и показалась людям. А Заши, вообще нарушила серьезный закон, ее застали в компрометирующей обстановке с девушкой-рабыней. Также, на территории сераля был найден молодой парень, а жены более недели провели на деревенской даче в мужской компании. Узбек пребывает в недоумении от всего происходящего, но вскоре он находит ответы на свои вопросы. Его любимая жена, Роксана, открывает ему правду в своем предсмертном послании. Девушка сознается, что это по ее наущению гарем превратился в место разврата и хаоса, она подкупила и евнухов гарема. Все это делалось, чтобы досадить Узбеку и вызвать у него ревность. А сама Роксана теперь хочет уйти из жизни – ведь ее любимого не стало. Она принимает яд и ждет смерти. Но перед тем, она желает открыть мужу правду о том, что жизнь ее в неволе – это настоящий ад, что она ненавидит Узбека и, желая сохранить свою внутреннюю свободу, уходит. Этим тяжелым событием роман и заканчивается.

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector