Краткое содержание романа «Доктор Живаго» по частям и главам (Б. Пастернак)
Роман Б. Пастернака, посвященный трагической судьбе интеллигенции в революционном вихре, был высоко оценен международными жюри и удостоен Нобелевской премии. Это очень сложное и витиевато написанное произведение, которое не всем удается понять с первого раза. Чтобы осмыслить текст, наполненный символами и образами, нужно обращаться к нему снова и снова. Для удобства восприятия книги команда «Литерагуру» составила краткий пересказ романа по частям и главам. Также мы предлагаем вам подробный анализ произведения Пастернака, с его помощью вам удастся глубже проникнуть в мысли гениального писателя.
Содержание:
Первая книга
Часть первая: Пятичасовой скорый
- Маленький Юрий Живаго (вот его характеристика) шел в составе большой процессии, сообщавшей о далеко не счастливом событии — смерти его матери (Марьи Николаевны). Уже на могиле мальчик, который казался слишком тихим и спокойным, сел на голую землю и зарыдал истомным воем «маленького волчонка», и лишь один человек во всем черном смог его успокоить — дядя Юрия и родной брат Марьи Николаевны (священник Николай Николаевич Веденяпин).
- Всю ночь в монастырских покоях, где сирота ночевал с дядей, мальчику казалось, что холодный ветер и сквозняки — предвестники чего-то страшного и пугающего, и только разговоры проснувшегося дяди о Христе как-то помогали справиться с, казалось, нависшей опасностью.
- Маленький Юра толком ничего не знал о беспутствах отца, кутежах, который тот устраивал, теряя своё миллионное состояние на различных ярмарках в то время, когда покинутая мать заболела чахоткой. Лечение на юге Франции ничего не дало, женщина слабела. Но он ещё помнил, когда заводы, банки и мануфактуры, даже ромовые бабы, назывались в честь их фамилии — Живаго. Теперь же — остался только едва видимый след, «они обеднели» — пишет автор.
- Летом 1903 года Юрий с дядей отправились в Дуплянку, в имении шелкопрядильного фабриката Кологривого и к педагогу Ивану Ивановичу Воскобойникову. Юре нравилась Дуплянка, потому что у Воскобойникова жил Ника Дудорев — гимназист (старше на 2 года), с которым тот имел, можно сказать, дружественные отношения. Пока они ехали, взрослые говорили о том, как народ распустился в последнее время: убили купца, сожгли конный завод и т.д. Собеседники склоняются к тому, что необходимо закрутить гайки, иначе простой люд перебьет и разрушит все, что есть.
- Пока дядя Юрия обсуждал «христианский вопрос» с Воскобойниковым (священник доказывал, что Христос – основа культуры и прогресса, а евангелие дает всему живому стимул идти вперед), а дети занимались своими «детскими делался», вдали послышался свист поезда, которому по словам Воскобойникова, «не было причин останавливаться». Странность и только.
- Слоняясь вокруг дома, Юра скатился в овраг и долго плакал о маме, звал ее с неба, молился. Потом он потерял сознание, но проснулся и вспомнил, что не помолился об отце, пропавшем без вести. Он отложил это занятие, так как совсем его не помнил.
- В купе второго класса в поезде ехал 11-летний Миша Гордон — гимназист из Оренбурга. Кто-то сказал о том, что мужчина выпрыгнул из вагона на рельсы и насмерть разбился, поэтому-то и произошла экстренная остановка. Миша знал этого человека, который часто заходил к ним в купе и дарил ему всяческие подарки, чтобы загладить какую-то упомянутую им «вину». Он так же знал адвоката — человека со странным выражением лица, который практически всегда был подле этого мужчины. Этот самоубийца и был отцом Юрия Живаго. Перед трагедией он три месяца пил и все говорил, что терпит нечеловеческие муки.
- Ника, к которому приехал Юра, сбежал из дома. Этот мальчик – потомок политического террориста, который пребывает на каторге за убийство. Ему тоже не терпится заняться настоящим делом, но пока он играет с соседской девочкой Надей и мечтает повзрослеть.
Часть вторая: Девочка из другого круга
- Пока война с Японией ещё не закончилась, а революции только начинались, в Москву с Урала приехала жена инженера Амалия Карловна Гишар с двумя детьми: Ларой и Родионом. У неё были некоторые накопления, поэтому она купила небольшую швейную мастерскую по совету своего адвоката — Комаровского, который так же посоветовал ей отдать мальчика в «кадеты», а девочку — в женскую гимназию.
- Амалия Карловна, женщина легкомысленная и любвеобильная, «принимала» у себя Комаровского достаточно часто, что всячески провоцировало ее работниц на такие выкрики ему в след как: «буйвол» и «бабья порча». Он, мягко говоря, внушал недоверие и отторжение. Эта вдова все боялась потерять наследство от погибшего мужа, поэтому нещадно экономила бюджет: она и дети жили в грязных меблированных комнатах.
- Лара подружилась с работницей Олей Деминой. В мастерской царила атмосфера честности и порядочности. Только вот Амалия Карловна не чувствовала себя владычицей этого дела, он вечно нервничала, боясь прогореть.
- Ларе было чуть больше шестнадцати лет, но красотой и «формами» она походила на взрослую даму. О взаимоотношениях Комаровского и Лары можно судить не только по его частным выходам с ней в «свет», но и «закрытой ненависти», которую Лара испытывала к своему «покровителю».
- Около Брестской железной дороги, где и находится жильё семьи Гишар, так же живет Павел Антипов — дорожный мастер, которого заразили «революционные настроения». В данной главе описывается, как он жалуется начальству на плохие материалы для дороги. Его слова игнорируют, ведь на этом деле начальники неплохо наживаются, ведь на Фуфлыгине дорогая одежда, у него свой выезд и т.д..
- Антипов и Тиверзин идут с подпольного заседания революционеров, там шел разговор о забастовке. Тиверзин идет в город, где ввязывается в драку, спасая мальчика, которого бьет мастер Худолеев.
- Тиверзин приходит домой и узнает, что Антипова арестовывают за организованную им забастовку. Ему тоже рекомендуют прятаться, его уже ищут.
- Сын Антипова, Пашка теперь поселился у Тиверзиных. Видя «восстание» казаков в 1905 году, он решает выбрать свой собственный путь, созвучный отцовскому.
- Юра, по настоянию своего дяди, определен в «московскую семью» Громеко — образованных людей, настоящих ценителей музыки и хороший друзей Николая Николаевича.
- К дяде Юры приходит его знакомый Выволочнов, они спорят, что спасет человечество: красота и вера, или же школы и больницы? Николай Николаевич раздражен, ему не удалось ни в чем убедить собеседника.
- Здесь описывается роскошная жизнь адвоката Комаровского в холостяцкой квартире.
- После близости с Комаровским, которая все-таки произошла, Лара чувствует себя безнравственной и падшей женщиной, тогда как адвокат начинает испытывать к ней новое чувство, именуемое «любовью». Лара пытается найти утешение в чем-то, что поможет ей избавиться от ненависти к самой себе.
- Комаровский осознает, что серьезно влюблен в девушку, он злится на себя и избивает своего пса.
- Лара осознает, что ей льстит внимание взрослого мужчины, поэтому она разрывается между желанием прекратить их отношения и стремлением продолжать их.
- Героиня понимает, как любовник зависит от нее. Впрочем, ее семья тоже от него зависит, ведь мать ничего не смыслит в делах без его помощи.
- Лара видит, как Комаровский обманывает ее, обещая жениться на ней и открыться ее матери.
- Девушка идет в церковь и переживает мучительное осознание своего грехопадения.
- После знакомства с Ларой, он понимает, что она — смысл всей его жизни…Лара не отвечает взаимностью, так как считает, что она уже куда взрослее всех сверстников. Амалия Карловна решает на время уехать в Черногорию, пока «не утихнет стрельба», вокруг дома участились беспорядки.
- Забастовка затянулась, семья Лары отрезана от всего внешнего мира баррикадами. Она радуется, что пока не увидит своего мучителя. Весь персонал мастерской бастует. Амалия Карповна плачет и ругает неблагодарных слуг.
- У семьи Громыко, куда отправили Юру, растает дочь Тоня, которая становится «третьим» в крепкой компании Юрия Живаго и Миши Гордона. Во время визита веолончелиста Тышкевича, он настоятельно просит семью приехать к нему в гости в «Черногорию». Так и происходит, но во время визита Юры, Миши и Александра Александровича случается непредвиденное обстоятельство, которое Юра ещё долго не сможет забыть.
- Амалия Карловна, лёжа у себя в номере попыталась отправиться, но не удачно: на вызов приезжает Александр Александрович с Юрой и Мишей, в комнате стоит красавица Лара и Комаровский — их манера общения наталкивает Юру на странные мысли. Лара поражает сердце Юры. Как только Амалия Карловна приходит в себя, Миша и Юра выходят на улицу, там-то Юра и узнает от Миши, что Комаровский — это тот самый адвокат из поезда, который был при отце-Живаго.
Часть третья: Елка у Свентицких
В данной части главы очень меленькие, поэтому мы воспроизводим их кратчайшее содержание без разделения.
Анне Ивановне (матери Тони) Александр Александрович дарит большой шкаф, но радость омрачается скорой грустью: во время его «сборки», шкаф разбивается, а Анна Ивановна падает — в результате чего получает предрасположенность организма к лёгочными болезням.
В 1911 году Юра, Миша и Тоня заканчивают свои учебные заведения и становятся врачами, филологами и юристами. В то же время Юра начинается увлекаться стихами, прочитанное Мишей становится для него «даром», которым обладает Живаго. Юра же считает, что зарабатывать этим не нужно, так как поэзия — не профессия, а «дело души».
Воспаление легких Анны Ивановны доставляет все большие боли, вследствие чего Юра сам старается лечить больную. Он лечит не только тело, но и душу матери Тони: говорит о бессмертии души и бесстрашии перед смертью. После этой беседы Анне Ивановне становится куда лучше, и она идёт на поправку.
Анна Ивановна посылает Юру и Тоню на елку к Свентицким, так как считает, что молодым людям стоит развеяться и даёт им пророческое наставление. Если Анне Ивановне станет хуже, и она умрет, то Юра с Тоней должны пожениться, так как они «сознаны друг для друга».
В то время, как Юра с Тоней учатся (учились) в институте, Лара после того страшного случая с ее матерью, все время находилась на попечении у Комаровского, а потому — решает найти самостоятельное «поприще». Она устроилась работать воспитательницей у младшей сестры Нади Кологривовой — Липы, благодаря этому она скопила не малую сумму денег, чтобы найти наконец что-то «своё». Но этому не суждено было сбыться, так ее брат — Родион, вернувшись в Москву, просит у Лары денег, которые он проиграл в карты, объясняя это тем, что без них он застрелится. Лара отдаёт ему все сбережения, одалживая при этом некоторую сумму денег у Комаровского. Револьвер Родиона Лара берет себе, упражняясь в стрельбе.
Липа — девочка, которую воспитывала Лара, уже выросла, поэтому Лара считает, что она стала лишней для этой семьи, но уйти, пока, не смеет — ее держит долг перед Комаровским. Единственное спасение для молодой Лары — уехать жить в деревню, уединённо и спокойно. Она снова решает занять денег у ненавистного ей адвоката Комаровского, он тем временем находится на елке у Светницких. Лара решает взять с собой револьвер в случае оскорблений в ее сторону. Дабы окончательно «покончить» с прошлой жизнью, она решает пойти к своему давнему обожателю Пашке Антипову и просить его поскорее обвенчаться, чтобы «не тянуть» из-за ее проблем. Паша Антипов соглашается и ставит свечку на стол — именно в этот момент в санях едут Юра с Тоней на елку, вот тут и зарождается стихотворение «Свеча горела» в сознании начинающего поэта.
На елке Юра с Тоней заново открывают для себя друг друга: Тоня для Юры становится не просто другом, а очаровательной девушкой, которая по-особенному стала ему дорога. Однако его счастье от «нового чувства» прерывается выстрелом — это Лара пыталась застрелить Комаровского. Оказалось, безуспешно. Юра бежит в комнату, откуда слышны выстрелы, на месте видит Лару, лежащую почти без сознания на софе, Комаровского и товарища прокурора — Корнакова, в которого Лара попала, целясь в адвоката. Он легко ранен, поэтому Живаго становится его лечащим врачом на этот момент. Комаровский тем временем уводит Лару, пытаясь «замять» это дело.
Юру и Тоню срочно вызывают домой. Умирает Анна Ивановна, ее хоронят на том же кладбище, что Марью Николаевну.
Часть четвёртая: Назревшие неизбежности
Данная часть тоже приводится с сокращении, без разделения на главы, так как все они очень малы по объему.
Лара лежит почти что в «беспамятстве», тяжело переживая случившееся. Она говорит Паше, что «недостойна его любви», поэтому они должны расстаться. Паша же пытается отнести эти слова к «бреду», в котором она находится.
Паша и Лара венчаются и решают уехать жить в Юрятин, где Паше предложили работу, Лара же тоже не собирается оставаться там «без дела». Комаровский всячески пытается найти девушку и приехать к ней в новый дом, чтобы «повидаться», она решительно отказывает. Под напором Паши Лара решает рассказать о своих «особых отношениях» с адвокатом, чтобы между возлюбленными не было ни единого секрета, но реакция Архмпова замедляет ход Лариных мыслей. Он думает, что стал другим человеком, а прежним никогда уже не будет.
Идёт второй год войны. У Юрия и Тони рождается сын – Александр, названный в честь отца жены. Юрий разрывайся между хорошей практикой врача и опекой над новым членом семьи, поэтому заботу о ребёнке полностью взяла на себя Тоня. Живаго отправляют в армию, где он встречает Мишу Гордона.
Дочери Пашы и Лары — Кате уже 3 года. Мать занята французским, которым обучает детей в младших классах, отец же — преподаёт древнюю историю и латынь. Но, несмотря на внешнее благополучие, внутри семьи есть разлад: Паша считает, что Лара вышла за него не из-за любви (она, по его мнению, вообще его не любит), а из-за чувства самопожертвования для избавления самой себя от свершившихся «ужасов» ее судьбы. Поздно ночью Антипов уезжает от дочери и жены в военное училище, откуда попадает на фронт, чтобы «не быть им в тягость».
Паша, находясь внутри военных действий, понимает, что его отъезд — глупость, а потому — решает вернуться обратно, но пропадает под обстрелом своей роты. Лара, узнав об этом, отдаёт Катю на попечение Липы, а сама отправляется в то место, где служил муж, чтобы найти его. Она чувствует глубочайшую вину перед этим добродетельным человеком.
Юсупка — сын дворника во дворе, в котором жила Амалия Карловна с детьми — воевал вместе с Антиповым. Именно он должен был написать Ларе письмо о том, что тот умер, но не смог — шли ожесточенные бои. Лара, приехав в госпиталь, становится сестрой милосердия и видит Юсупку. Он не может сказать бедной женщине о судьбе ее мужа, поэтому говорит ей о том, что тот находится в плену, но супруга знает, что это ложь. Живаго, видя Лару, не решается ей рассказать о том, что узнал в ней девушку на елке. Завязывается общение. В Петербурге произошла первая революция.
Часть пятая: Прощание со старым
Далее идут маленькие романа, их мы тоже опишем вкратце, а то повествование и так затянулось.
Внутри деревни, где «работают» Лара и Юрий, начинают происходить некоторые изменения: их определяют в новое место, где те должны будут выполнять некоторые функции. Они приезжают в большой дом, некогда жилье богатой помещицы, которая сейчас отдала его для «прибежища» солдатов. Лара и Юра живут практически вместе, но все равно сохраняют официальные отношения, несмотря на их внешний характер. Тоня написала Юрию письмо, в котором говорит о том, чтобы муж оставался на Урале с «сестрой», всячески подчёркивая, что она его «все равно любит». Живаго должен был уехать в Москву, но постоянные хлопоты с больными не дают ему совершить намеренное, поэтому в последний день своего пребывания в доме, он решает объяснить Ларе, что между ними не может быть ничего, кроме тёплых, дружеских отношений. Однако его речь заканчивается признанием Ларисе в любви.
Часть шестая: Московское становище
Юрий приезжает домой в Москву, Тоня с порога целует мужа и говорит о том, чтобы тот забыл все то, что она ему написала. Маленький Саша не узнает отца, оба родителя делают вид, что все в порядке, но ребёнок начинает плакать при виде Юрия, который пытается его обнять — Тоня понимает, что это далеко не хороший знак.
Общение с Мишей Гордоном не приносит Юрию никакой радости, он считает, что тот ведёт себя слишком жизнерадостно, точнее делает вид. Дядя Живаго — Николай Николаевич — тоже не помогает мужчине влиться в обстановку, он то и дело ведёт себя слишком «странно». Герой понимает, что от его «старого» дядюшки не осталось ничего — теперь его преследуют «незаконченные книги, незаконченный роман и незаконченное пребывание в России». Живаго собирают у себя гостей, где Юрий произносит тост о том, что все то, что они пережили за 5 лет соразмерно тому, что пережили другие народы за целые столетия.
Юрий пытается прокормить семью и начинает работать в Крестовоздвиженской больнице, чтобы собрать деньги хотя бы на дрова, необходимые для дома. Часть здания Живаго отдали сельскохозяйственной академии, другая часть — едва отапливается. Юрий узнает из купленной газеты, что в России сменилась власть — с царской на советскую.
Герой пытается найти деньги, чтобы прокормить семью, поэтому берётся за любую работу. Однажды, он начинает лечить женщину, которая больна тифом, но для ее госпитализации необходима роспись и направление домкома — ей оказалась Оля Демина, Ларина подруга. Демина рассказывает Живаго о том, что Лара не захотела приехать в Москву, несмотря на всяческие уговоры и помощь со стороны.
Юрий заболевает тифом. В дом приезжает Евграф — сводный брат Юрия, который привозит семье продукты и настоятельно пытается отправить их в село Варыкино, где находится дом деда Тони. Рядом находится Юрятин.
Часть седьмая: В дороге
Живаго едут в поезде на Урал, в село Варыкино. Вагоны перестали напоминать «классы», стали общим «домом» для всех скитающихся. Среди них был шестнадцати летний Вася Брыкин, которого «продали» в армию, чего он сам не смог понять, пока не оказался здесь. Проезжая через Урал, семья Юрия узнает, что в округе есть некий Стрельников, которого боятся все живущие.
Он неподкупен, зол и безумен. Стрельников не из белых. Во время остановки поезда Живаго решает выйти из поезда, но замечает, как Васька и другие люди бегут от железной дороги в спешке, в них стреляют часовые. Герой ещё долго будет обращаться к увиденному. В то же время, его замечают и, принимая за шпиона, приводят к Стрельникову в отдельный поезд, стоящий на рельсах. Оказалось, что мертвый Антипов – это живой Стрельников. Он говорит Живаго о том, что им ещё суждено встретиться, а потому — отпускает его.
Книга вторая
В данной книге все части невелики, их мы перескажем полностью, без разделения по главам.
Часть восьмая: Приезд
Новые хозяева Варыкино — люди злые и недоверчивее, так как считают, что Тоня приехала отбирать их земли, как и её дед.
Холодный приём завершатся вполне оптимистично: Микулицыны дают Живаго землю и дом. Тоня и Юрий пытаются вести хозяйство, чтобы прокормить семью.
Часть девятая: Варыкино
Юрий Живаго пишет свой дневник, в котором размышляет о смысле жизни и своём месте в ней, приходит к выводу о том, что его цель — «служить, лечить, писать». Они с супругой живут дружно, мирно и уединённо, рассказывая друг другу своё мнение о доме, искусстве и природе — эти размышления заполняют фактически все их вечера. Но сложённая идиллия разваливается тогда, когда к ним приезжает Евграф — сводный брат Юрия, которому тот отдал все оставшееся наследство, когда Юрию было всего шестнадцать лет.
Живаго, находясь в Юрятине, захотел зайти в местную библиотеку, где он увидел Лару, но не сумел к ней подойти. Каждый день он ездил в город в надежде, что она увидит его и заговорит…
Юрий узнает адрес Ларисы и решает пойти к ней домой, но, видя ее около дома с полными ведрами воды, понимает, что Лара — человек с сильной закалкой, и решает ей помочь. Она знакомит его с дочкой – Катенькой, и объясняет, что Стрельников — её муж, попутно расспрашивая Живаго об его с ним встрече.
Лара и Юрий становятся любовниками и совершают адюльтер — супружескую измену. Терзаясь, Юрий решат рассказать Тоне о предательстве и закончить отношения с Ларой, но по пути в Вырыкино он разворачивает повозку и едет обратно, чтобы ещё раз увидеть Лару. Около ее дома его хватают партизаны и уводят с собой…
Часть десятая: На большой дороге
Два долгих года Юрий провёл в плену, наблюдая за тяготами жизни воющих, понимая своё место в жизни и разговаривая на философские темы о бытие. Однажды он наблюдает страшную картину: больного коня беспощадно режут, несмотря на его здоровый дух и силу – это зрелище становится для Живаго предвестником судьбы.
Гражданская война разделяет все на своих и чужих, а доктор помогает всем нуждающимся.
Часть одиннадцатая: Лесное воинство
В лесах начинается перестрелка. Юрий, всю жизнь клявшийся самому себе в том, что он не колесит жизни, а спасает их, берет в руки ружьё и убивает трёх человек, целясь в дерево. Он замечает, что один человек остаётся жить, но сильно ранен. Живаго решает взять его под своё наблюдение и выхаживает его, постоянно подвергая самого себя опасности. После выздоровления, Юрий отпускает его.
Жестокий убийца Памфил Палых — человек, который находится в отряде, убивает собственных детей для того, чтобы их не убили враги, когда придут за ними. Он был не единственным, кто помешался на своём горе и пороке.
Часть двенадцатая: Рябина в сахаре
Юрий сдержал от партизан. Он направился к Ларе домой, где нашёл записку, в которой говорится о том, что теперь у Юрия есть дочь, рождённая от Тони. Юрий поглощен мыслями о семье.
Проходя мимо улиц, которые были ему знакомы, он не узнает этот город, в котором висят новые указы от новой власти. Живаго не понимает, как он мог считать их язык красивым и прямым.
Юрий добирается до Лары, но падает без сознания, просыпаясь лишь тогда, когда видит перед собой Ларису. Все время, когда Живаго лежал в бреду, она ухаживала за ним, как жена, рассказывая о судьбе Тони, которая находится в Москве. Юрий признаётся женщине в любви.
Юра, Лара и Катя становятся настоящей семьей. Живаго работает в госпитале, в котором его ценят за остроту ума и умение быстро принимать решение тогда, когда этого «требует медицина». Вскоре, он замечает, что за его мыслями люди — начальство госпиталя — видят позывы к революционным убеждениям. У Лары так же есть свои проблемы: в Юрятино возвращаются Антипов-старший и Тиверзин, которые были определены в коллегию ревтрибунала. Она боится за жизнь дочери. Юрий предлагает уехать в Варыкино.
Приходит письмо от Тони, в котором говорится о том, что Александр скучает по отцу, а дочь зовут Марией (в честь матери Юрия). Супруга доктора знает о взаимоотношениях Лары и Юрия, но говорит лишь, что Лара «сбивает его с пути», тогда как сама считает ее хорошей девушкой. Тоня признаётся, что воспитает детей с любовью к отцу в Париже, куда их высылают из Москвы.
Юрий падает без сознания после прочтения письма.
Часть четырнадцатая: Опять Варыкино
В Варыкино Юрий снова берётся за стихи, тогда как Лара забоится не только об убранстве дома, но и о самом хозяине.
Приходят известия о том, что Стрельников пойман и его собираются расстрелять — об этом сообщает приехавший Комаровский, который предлагает Ларе и Юрию уехать вместе с ним на поезде на Дальний Восток. Чтобы обезопасить любимую, Юрий соглашается, обманывая при этом Лару. Он отправляет семью с Комаровским, обещая догнать их.
В Варыкино Юрию слышатся голоса Катеньки и Лары, но их заглушает вой волков. Герой решает выйти на улицу, чтобы отогнать их от дома, но замечает впереди идущего человека — это Стрельников. Юрий впускает его к себе, они разговаривают о Ларе. Гость говорит о том, что любил Лару, но пытался постоять за свободу народа, поэтому их отношения не сложились. Утром он застрелился.
Часть пятнадцатая: Окончание
Юрий пешком идёт из Варыкино в Москву, но там не находит ничего дорогого его сердцу. Он решает переехать в Мучной городок, где вскоре у него рождаются две девочки от дочери дворника — Марины. Живаго поддерживает общение с Тоней и Мишей Гордоном. Внезапно, он исчезает, переведя на имя Марины большую сумму денег. Оказывается, он живет очень близко к своей новой семье, а деньги являются собственностью его брата Евграфа. Он платит за сводного брата, обещая отвести его к семье и уладить все его «важные вопросы», тогда как Юрий пишет стихи и ничего не может сделать со своей судьбой.
Юрий едет в душном трамвае, ему становится плохо, он решает выйти и замертво падает на голый асфальт. Проститься с ним приехала Лариса, которая признаётся Евграфу в том, что родила Юрию дочь — Татьяну.
Эпилог
Летом 1943 года Евграф-генерал отыскал Татьяну, которая работала бельевщицей в Советской Армии. Оказалось, что Миша Гордон и Дудорев ещё давно знали Татьяну, когда сидели в лагерях в тридцатые годы. Сводный брат Живаго предлагает девушке утроить ее в институт.
Спустя десять лет Гордон и Дудорев решают перечитать тетрадь Живаго, где написано о том, что
Предвестие свободы носилось в воздухе, несмотря на отсутствие освобождения после победы.
Автор: Алина Прошина