Краткое содержание рассказа Ивана Бунина «Цифры»
Рассказ Ивана Бунина был написан в 1906 г. Год назад писатель перенес смерть своего пятилетнего сына Коли, и это произведение проникнуто огромной любовью и привязанностью к детям. Также оно наполнено большим воспитательным смыслом, потому что поднимает важную проблему взаимоотношений родителей и детей. В лаконичном изложении рассказ не столь увлекателен, но такой вариант наиболее оптимально в короткие сроки поможет ознакомиться с сюжетом и событиями произведения, приготовиться к занятиям и контрольным работам по творчеству Бунина.
Глава первая
Центральный персонаж рассказа – мальчик Женя. Он натура капризная, избалованная, требовательная и упрямая. Но у ребенка чуткое, доброе сердце, живой, пытливый ум, он любознателен и по-детски любопытен.
О Жене рассказывает его дядя, который сам по себе человек сдержанный и спокойный, он очень привязан к своему племяннику, обожает мальчика, но старается не баловать ребенка.
В начале рассказа дядя предается воспоминаниям с Женей. Мужчина обращается к нему уже взрослому и припоминает мальчику один случай из его детских лет.
Как-то раз дядя прибыл из столицы на некоторое время в гости. Внезапно у него с племянником случилась настолько из ряда вон выходящая ссора, из-за которой Женя не знал, как наладить отношения с дядей и стеснялся к нему подойти. В итоге мальчик преодолел свою гордыню и обиду и принес извинение дяде. Потом Женя попросил мужчину показать ему цифры. Эта история надолго запомнилась дяде, и теперь он собрался поведать о ней племяннику. При этом он в подробностях рассказывает мальчику, как тот себя вел.
Глава вторая
Мужчина предается воспоминаниям, рассказывает о причине той внезапной ссоры. В один из дней Женя пожелал, чтобы ему купили все принадлежности для обучения грамоте: книги, цветные карандаши, пенал. Мальчик хотел обучиться рисованию и написанию цифр на бумаге. Он привел дядю к нему в комнату, собираясь изложить ему свою сердечную просьбу, – купить школьные принадлежности для претворения его мечты в жизнь. А еще мальчик принялся просить дядю обучить его счету. Невзирая на отчаянные просьбы Жени, мужчине было лень двигаться в город, да и заниматься с племянником цифрами не хотелось тоже. Бабушка была на стороне дяди, был объявлен «царский» день, в такие дни не положено заниматься никакими делами. Племяннику не удалось упросить дядю, тот был абсолютно непреклонен.
В итоге, Женя очень возбудился и расстроился. Будучи сильно огорченным, он принялся шуметь, хлопать стульями, плохо ел и до вечера был рассеян. Дядя же не реагировал на поведение мальчика, не поддавался на его провокации.
Глава третья
Когда наступил вечер, племянник начал шуметь, кричать. Домочадцы были не в состоянии его успокоить, унять. На замечания взрослых Женя не реагировал. Точнее вел себя еще хуже, принялся шуметь еще громче. Выйдя из себя, дядя выставил мальчика из комнаты и даже шлепнул. Мужчина отмечает, что в тот момент рассердился, и гнев овладел его рассудком. В таком состоянии он выглядел страшно. Больше племянника в тот вечер никто не пытался успокоить, и он утихомирился сам.
Глава четвертая
Женя принялся в исступлении реветь за дверью, а дядя не реагировал на его рыдания, понимая. что племянник только изображает «умирающего». Мужчина уже стыдится собственного гнева, но держится. Мама мальчика тоже была на стороне рассказчика. Бабушка Жени тоже не шла к внуку, невзирая на то, что ее сердце «рвалось в детскую».
Глава пятая
Прошло около получаса, дядя явился в детскую к племяннику и сказал, что намерен искать портсигар. Мужчина ощущал себя виноватым, но вида не подавал. Женя на это отвечал, что ненавидит его и что больше дяде не купит ничего. Мужчина сказал в шутку, что не нуждается в подарках дурного мальчика. Потом в комнату Жени заходили бабушка и мать. Женщины тоже под предлогом поиска какой-то нужной вещи пытались с ним помириться. Но мальчик не желал помириться и с ними.
Тут в детской не стало света. Бабушка принялась воспитывать внука, говорить, что он должен стыдиться своего непристойного поведения. Однако ничьи угрозы и доводы не заставили Женю принести извинения взрослым. А те, в свою очередь, тоже решили не идти на поводу у ребенка.
Глава шестая
Вот подошло время ухода дяди, он принялся собираться. Бабушка стала стыдить Женю , ведь дядя каждый раз покупает ему гостинцы. Женщина также сказала внуку, что дядя теперь не будет к ним приезжать, так как его обидело такое поведение Жени. Для мальчика эта весть была неприятной. Ребенок забеспокоился, кто же тогда обеспечит его карандашами, станет учить письму цифр и счету. Потом племянника оставили в детской одного. Самолюбие его было сильно уязвлено. Женя принимает решение покинуть детскую и принести извинения собственному дяде. Также мальчик сказал, что очень любит дядю.
Рассказчик же, в итоге, решил исполнить желание мальчика и позаниматься с ним цифрами. Тот сразу же заторопился принести принадлежности, необходимые для этого: карандаши, бумагу. Ребенок был очень рад и с особой аккуратностью и старанием выводил на бумаге цифры.
В произведении Ивана Бунина рассказывается об отношениях детей и взрослых, о взаимоотношениях в семье и о том, как выстраивать такие отношения правильно.
Также в рассказе писатель старается донести до своих юных читателей, что дети должны слушаться взрослых, стараться их не расстраивать и не огорчать их.
Кроме того, это произведение очень поучительно и для взрослых. Оно учит родителей и других родственников ответственно относиться к воспитанию собственных детей, держать себя в руках, не давать злости и гневу овладеть разумом и сердцем.