Краткое содержание рассказа Александра Куприна «Гамбринус» по главам

Известное творение Александра Куприна «Гамбринус» появилось в отечественной литературе в переломный для нашей страны период между двумя революциями. В этом знаменитом рассказе автор очень наглядно продемонстрировал прочную связь обычных людей с национальной отечественной культурой и искусством. Также он показал в нем, что подлинное высокое искусство бессмертно, и что оно победит пошлость и аморальность. Чтобы за более короткое время познакомиться с главными действиями и сюжетной линией книги «Гамбринус», сайт Литерагуру подготовил для читателей ее лаконичное изложение, состоящее из 9 частей.

Глава первая

Все начинается в небольшом городке-порту, в пивном заведении  «Гамбринус». Эта пивнушка располагается в подвальном помещении, в городском квартале. Имея столь необычное название, забегаловка имеет и соответствующую историю – здесь когда-то правил балом настоящий король пивных по имени Гамбринус.

Сама по себе пивная – для бедняков. Здесь всегда грязно, пол усыпан какими-то опилками, всегда сыро, ибо пивная располагается в подвале, вместо столов и стульев – бочки, которые тоже нельзя было назвать чистыми. В общем, атмосфера у заведения была на большого любителя, ввиду ее неприятности и грязи. Как раз для тех, кому лишь бы выпить – для бедняков, им безразлична чистота и красота заведения.

Вечерами в «Гамбринусе» играет скрипач-еврей, который является главным героем. Зовут его Сашка, он всегда выпивший, возраст определить сложно по этой причине, обладает веселым характером. Помимо него здесь есть еще полнотелая буфетчица в годах, которую зовут мадам Иванова, и есть даже свой домашний питомец – Белочка, собака Сашки.

Глава вторая

Во второй главе автор повествует о самом городе. Ввиду того, что город – портовый, здесь процветали всевозможные криминальные и подпольные заведения по типу борделей, картежных, пивных, скупок ворованного. В них частыми гостями были моряки, а этот народ зачастую обладает задорным и рисковым нравом, так как работа у них сама по себе – риск для жизни.

Работали в море, веселились на суше.  Моряки тянулись в город, но нередко их кутеж заканчивался незадачливо – драки и кражи случались регулярно в самом порту, да и вообще, случалось всякое, маргинальных личностей и помимо моряков хватало.

Главного героя любили практически все, кто забредал в «Гамбринус» — матросы, путешественники и другие посетители пивной. Он был знаком практически каждому, и не просто так – Сашка был любим публикой за настоящий талант скрипача, владел своей скрипкой он виртуозно.

Глава третья

Несмотря на высокую и стабильную популярность питейного учреждения среди городского народа и матросов, главный герой приходил всегда гораздо раньше его открытия и исполнял свои собственные произведения для мадам Ивановой – то были тягучие и печальные композиции, им даже подвывала Белочка.

Как и в любом заведении, где продавался и распивался алкоголь, имелся свой «особый» шик и уклад. Пили здесь очень много и часто, хорошим тоном считалось заставить бочку, играющую роль стола, бутылками, чтобы на ней не оставалось места. Среди этого шума и гомона было слышно лишь скрипку Сашки.

Вообще, он играл для всех, а с тех, кто заказывал что-то иное, брал деньги. То бишь, играл на заказ. У него это всегда превосходно получалось, он знал практически все песни.  Ночью обстановка в пивной была неподконтрольной, народ веселился и дичал. Не лезли только к скрипачу. Порой у него берут деньги в долг и не отдают.

Сашка, несмотря на свое ремесло, не хотел становиться известным, он вообще не любил популярность. Случился даже один случай интересный – один из «акул пера» местной корреспонденции привел в пивную профессора, который имел отношение к музыке и работал в соответствующем учреждении. Сашка нарочно играл неумело и плохо. Профессор не стал и допивать пиво, ушел, не вынеся атмосферы и качества игры скрипача.

Глава четвертая

Частыми гостями в «Гамбринусе» были воры, которые приходили в компании большого количества девиц. Время проводили они весело и громко, изо всех сил, так, как только могли.

Бывали и рыбаки, да не один-два, а всей артелью заявлялись и праздновали, да так, будто последний раз празднуют. Оно так и случалось – работа в море всегда связана с жизненным риском, многие не возвращаются домой. Выручку от работы рыболовы тратили за считанные дни и вели себя нескромно, часто били посуду, порой женщин, которых нередко брали в портовых борделях.

Скрипач был хорошо знаком с их бытом и существованием, знал, что каждая гулянка для рыбаков может быть последней в их жизни, и поэтому играл для них особенно виртуозно и чувственно.

Но герой не только играл и давал деньги в долг, еще он был в роли миротворца в драках, прекращая их,  разводил драчунов. Без этого пивная превращалась в бойню с погромом.

Глава пятая

Так как пивная, по большей части, жила за счет моряков, то и традиции у нее были особые. Это касалось песен – они имели сезонный характер. Моряки разных стран требовали свою музыку, и ее им давали. Приплыли французы – играются французские песни, причалили немцы – играются немецкие.

Сезоны сменяли друг друга с каждым новым кораблем, пришедшим в порт.

Однако, с началом русско-японской войны, люди поменялись. Все больше становилось застольных полководцев и политиков, теперь чаще говорили о войне, и, соответственно, музыка игралась теперь военная. Поначалу люди верили в то, что победа будет за Российской империей, но после череды поражений они в этом разубедились.

Скрипача не миновала горькая судьба – несмотря на старый возраст – а ему было больше 46 лет – его призвали. Сам он своего возраста точно не знал, так как был сиротой. В военкомате ему выставили ультиматум – или молча идет, или, если будет и дальше сопротивляться, его отправят в худшую часть.

На время прохождения службы Сашка отдает свой инструмент парню, желавшему пойти вместо него на фронт, однако, оставшемуся на гражданке. Белочку хозяин определил буфетчице, и ей же отчисляют зарплату скрипача. А она раздавала его зарплату его единственным родственникам – у него осталась жена умершего племянника да семейство брата, который был ему двоюродным.

Перед отправкой на войну Сашке устроили грандиозные проводы – и напоили, и приласкали, проводили, будто родного. Сашку жалели все, ведь он был не приспособлен к фронтовой жизни.

Глава шестая

В этой части рассказывается о том, как пивная постепенно приходит в запустение без всем привычного музыканта. Людям не нужны другие музыканты, они привыкли к скрипачу и хотели слышать лишь его. Мадам Иванова с тревогой просматривала газеты, выискивая в них информацию о Сашке, но осталась ни с чем. Но время не стоит на месте, забвению предается все, и люди приняли нового музыканта Алексея, бывшего в прошлом вором, а ныне же игравшего на гармони. Теперь о скрипаче помнили только буфетчица да его собака.

По прошествии года он вернулся. На фронте его зачислили в музыкальный полк, но к концу войны ему довелось оказаться в плену.

Когда он вернулся, гармониста Лешку-вора выгнали, а Сашку поставили обратно, на пост скрипача, и вернули инструмент. С его возвращением пивная зажила вновь, Сашка заступился за гармониста, и все завертелось своим чередом.

Только мадам Иванова обратила внимание на то обстоятельство, что вернулся скрипач другим. Не оставалось в нем веселья и кутежа никакого. Теперь в его душе были лишь горечь и тоска, которые он скрывал, но в его глазах это читалось ясно.

Глава седьмая

В этой части описывается жизнь пивной во время революции. Людей словно подменили. В принципе, тогда все менялось. И теперь в «Гамбринусе» игрались преимущественно песни революционной направленности и всевозможные гимны. В основном, тематика песен была о свободе и вольности, и люди жаждали перемен, которые их освободят.

Но в один из дней в пивную зашел судебный пристав и распорядился, чтобы больше никаких песен о свободе в «Гамбринусе» не пелось и не игралось.

Время становилось все более опасное и беспокойное. Люди тоже становились под стать ему – они опасались открыто выразить собственные мысли. Нельзя было спокойно высказать их, повсюду случались аресты, и, более того, в городке появилось много военных.

По прошествии времени в городе начались антиеврейские настроения, которые сопровождались погромами. В этом случае люди стремились не нажиться на чужом бессилии, а просто совершить насилие, так как знали, что им за это ничего не будет, ведь власть бездействовала, и вскоре вообще должна была смениться. Музыкант не боялся погромов.  Но и по нему это ударило – погромщик убил Белочку. А скрипач ничем не смог помочь своей любимице.

Глава восьмая

Город стал наводняться странными воинствующими людьми, которые носили георгиевские ленты в петлицах военной формы. Их прозвали сыщиками и сразу невзлюбили, так как те вели себя агрессивно и хамовато, врывались в дома и требовали, чтобы там люди встали и исполняли имперский гимн.

Не миновала встреча с сыщиками и Сашку, те пришли к нему в пивную и потребовали, чтобы он исполнил гимн. Из-за этого начался серьезный конфликт, так как пристав ранее наложил запрет на исполнение гимнов, и с соперником скрипачу не повезло – им оказался некто бывший сутенер Мотька Гундосый, обладавший недюжинной силой, тоже еврей, только крещеный.

Из-за отказа музыканта Гундосый обозвал его жидом, на что Сашка полюбопытствовал, сколько заплатил сам Мотька, чтобы стать крещеным. Люди подняли Гундосого на смех, из-за чего тот кинулся в драку.

В итоге Сашка разбил скрипку и с помощью обломков инструмента избил Гундосого. Сыщики захотели арестовать скрипача, но люди не дали и спрятали Сашку.

Глава девятая

Однако сыщики за него крепко взялись. Они подкараулили мужчину, когда тот шел с работы, и с конвоем повели в полицейский часток. Это видели люди и донесли о том в пивнушку. Там Сашку теперь стали считать покойником. Он и в самом  деле пропал, Сашку не видели около трех месяцев, однако, он возвратился. Но исхудавший, заросший и искалеченный. Скрипачу покалечили левую руку, теперь он ее не мог сгибать, так как были повреждены мышцы и сухожилия. По этой причине на скрипке ему уже не суждено было сыграть. Но Сашка не отчаялся и взялся за освоение другого музыкального инструмента – губной гармоники. И вскоре очень преуспел в этом и зажил, как прежде. Мужчина считал, что можно сделать с человеком все, что угодно, – но не с искусством. Автор показал ярко достоинства своего героя через преодоление им всех трудностей, выпавших на его долю. Несмотря ни на что, он тверд характером и целеустремлен.

Основная мысль данного произведения такова – искусство живет вечно и оно сильнее всего.

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector