Краткое содержание повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат»
Знаменитый отечественный литератор Лев Николаевич Толстой сочинил множество произведений, которые приобрели огромную популярность. Это и большие, получившие мировую известность романы – «Война и мир», «Анна Каренина», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», и повесть, более короткая по объему, «Хаджи-Мурат», и маленькие рассказы. Наш Интернет-ресурс предлагает вам прочитать вышеупомянутую повесть в лаконичном изложении, вспомнить главные события сюжета и ее героев.
Краткое содержание
Писатель довольно необычно знакомит читателей с завязкой сюжета. Первая глава начинается с того, что рассказчик, он же и герой повести, удивляется невообразимости русской природы. На поле с безжизненными растениями он видит стоящий кустик, который упрямо не сдается человеку. Он, тот «воин», и навел повествователя на мысль об одной давней «кавказской истории».
В период войны на Кавказе, в 1851 г., Хаджи-Мурат является к чеченцу по имени Садо, который радушно его встречает, несмотря на то, что был в курсе того, что имамом Шамилем отдано приказание о поимке «мятежного наиба». Герои приняли решение отправить мюрида к русским с предложением о союзничестве. Мюридизм – исламское течение, его приверженцами руководит имам, их религиозный наставник.
В 1-й части также становится ясна причина столь опального положения Хаджи-Мурата: у него случилась ссора с Шамилем, из-за чего ему теперь угрожала смертельная опасность, а всему чеченскому населению было запрещено оказывать прием Хаджи-Мурату в своих домах, за нарушение табу людям угрожала смертная казнь. Но Садо не побоялся наказания, он поступил благородно, оказав герою помощь, не сдав его врагу.
Князь Семен Михайлович Воронцов с супругой живет в Воздвиженской крепости. Живут они роскошно, в достатке, но, несмотря на это, супружеская чета сетует на собственную жизнь, тогда как иные живут в бедности и завидуют их вполне безмятежному существованию. К ним в крепость и приезжают посланцы наиба.
Покуда Хаджи-Мурат ждал решения Воронцова, чеченцам, жившим в Махкет, горном ауле, где он прятался, стало известно, у кого скрывается «мятежный наиб». Они схватить героя и передать Шамилю. Но Хаджи-Мурату удалось оторваться от преследования. Он и мюрид Элдар ушли в лесной массив. Там горца известил Хан-Магом, что русские согласны поддержать его в борьбе с имамом и ждут наиба с нетерпением.
В крепости герою оказали широкое гостеприимство, русские удивлялись открытости горца, его широкой улыбке. Такой прием способствовал тому, что Хаджи-Мурат засомневался в Воронцове и офицерах крепости, стал им оказывать меньшее доверие. Командование приняло решение отправить горца к Меллеру, а потом направить на левый фланг к начальнику.
В повести параллельно проходит несколько линий сюжета. Тут и исторические события, и жизнь обычных солдат. Писатель рассказывает читателям о реальном герое – весельчаке Авдееве, который решил идти на службу вместо Акима его родного брата. Пожилому отцу стало жалко сына: Петр был работящим парнем весь в него. Авдеевы печалились по Петру, переживали, но материно письмо, в которое женщина вложила рубль, солдат прочитать не успел. Смертельно раненный он умер в госпитальной палате. Гибель Петра больно ударила почти всех его близких. Вот только жене Авдеева его смерть оказалась на руку, она этому даже обрадовалась. А потом ее обрюхатил поручик.
Следующая глава посвящена более близкому знакомству читателей с начальником крепости Михаилом Семеновичем Воронцовым. Князь имел европейское образование, был мягким и ласковым по отношению к низших и тонким дипломатом при общении с высшими. Во время обеда Воронцов от многих людей выслушивал истории о подвигах Хаджи-Мурата. Князю льстило, что прежний помощник имама Шамиля, являясь опытным, бесстрашным воином, перешел теперь на его сторону. При встрече Воронцова с горцем между ними состоялся полный лицемерия диалог. Князь понимает, что наиб всегда будет неприятелем русских и что ему нельзя верить. А Хаджи-Мурат считает, что надо быть хитрее и осторожнее в разговоре с Воронцовым. Но герои говорили только то, что было нужно для военного успеха. И вот горец озвучивает свое главное условие. Он будет воевать на стороне русских лишь в том случае, если выкупят из плена его семейство.
Пока горец знакомится с русской светской жизнью, воины крепостного гарнизона совершили набег на аул Махкет и учинили там разгром (1852 г.). Солдаты себя вели неподобающим образом: разрушали памятники, уничтожали имущество. Горцы разозлились на русских за такое поведение и стали относиться к солдатам с отвращением. Они попросили Шамиля помочь.
Шамилю стало известно местонахождение своего прежнего помощника, и он предъявил наибу свое условие: мятежный горец должен до начала байрама прибыть к нему, иначе сына Хаджи-Мурата ослепят, а его жену подвергнут надругательствам.
Позже горец оказался в другой крепости, туда он был переведен. Там он дружит с Бутлером, русским офицером.
Герой с успехом несет службу царю, его представляют к наградам. Но никто не торопится решать вопрос о вызволении семьи Хаджи-Мурата из плена. Он так и оставался открытым. Горец, понимая собственное сложное положение, принимает решение попробовать самостоятельно высвободить супругу и сына. Хаджи-Мурату тяжело без семьи, герой часто с теплотой вспоминает своих родных, скучает по Кавказу. Русское командование только использовало военный опыт и талант наиба в своих целях, а выполнить требование горца не торопилось.
Прервав длительное ожидание, Хаджи-Мурат отправляется в горы, намереваясь внезапно с горсткой верных ему воинов войти в Ведено, где удерживалось в заточении его семейство, и освободить своих родных. Горец знает, что это очень рискованная вылазка, но он не мог больше быть без близких людей и подвергать их опасности.
Только у персонажа не получилось вызволить супругу с сыном. Отряду горца не удалось осуществить переправу по реке. Когда он и его люди двигались по рисовому полю, их настигли казаки. Сам Хаджи-Мурат получил смертельное ранение. В свои последние минуты жизни он, как ребенок, улыбаясь светло и искренне, вспоминает своих родных. До самой смерти «мятежный наиб» был предан собственной семье.