Краткое содержание повести Ивана Бунина «Деревня»по главам. Глава 1

Данное произведение писателя Бунина стало первым значимым сочинением в его творчестве, и писал он его в течение десятилетия: с 1900 по 1910 год. Повесть «Деревня» – непосредственный отклик на происходящие в то время революционные события в Царской России. Поводом для  создания повести послужили цель и стремление Бунина показать особенности существования и быт русской глубинки, сделать объективный анализ жизни деревенского народа. На сайте ЛитераГуру представлен краткий пересказ повести, прочитав его, вы сможете быстрее узнать основные эпизоды и события, составившие композицию и сюжет книги «Деревня» по главам.

Глава 1.

Повествование начинается с описания нелегкой жизни в поселении Дурновка. Писатель создает многострадальный образ российской деревни. В книге рассказывается о событиях, происходящих в русских деревнях в конце 19 – в начале 20 веков.

Центральные герои повести – два брата, Кузьма и Тихон Красовы. На примере жизни этих персонажей Бунин показал читателям типичные насущные проблемы русского крестьянства. На первых страницах книги автор знакомит читательскую аудиторию с историей семейства Красовых. В ней говорится о том, что прадеда братьев затравили собаками, за то, что тот, встречался с любовницей хозяина. А их дед, славившийся воровским промыслом и грабежом храмов, все-таки смог купить вольную и стал свободным человеком. Об отце героев говорится, что тот пытался заниматься торговлей, но довольно быстро разорился.

По молодости Кузьма и Тихон тоже вели торговлю, но прибыли особой не получали, даже случалось выменивать товары на дохлятину, чтобы была хоть какая-то выгода. Однажды у молодых людей вышла серьезная ссора, которая развела их по разным путям: Кузьма подался в наемные работники, а Тихон продолжил торговое дело самостоятельно, открыв лавку с мелкими товарами и кабак. Вскоре братья заняли разное общественное положение и отличались социальным статусом. Человеком более состоятельным и зажиточным был Тихон. Он проживал в имении разорившегося помещика в селе Дурново. Тихон стал властным и самодовольным, обрел среди людей почет и уважение. О себе он русский человек и что чужого ему и даром не нужно, но и своего он не отдаст.

Внешне казалось, что Тихон живет замечательно, безбедно и беззаботно, но это было далеко не так. У него была одна, но серьезная проблема. Семейная жизнь героя не порадовала его счастьем отцовства. Немая повариха, с которой он жил, задавила своего ребенка во сне, а женщина в годах Настасья Петровна, которую он потом взял замуж из-за приданого, много раз беременела, но рожала только мертвых девочек. Без наследников Тихону было жить невесело, он задумывался, кто же завладеет его состоянием? Поэтому от жизни удовольствия мужчина не получал. Тихон забывался только в кабаке, где предпочитал выпить.

Пока они с женой надеялись, ездили по святым местам, он обнадеживал себя, что у святых тоже дети поздно появлялись. Но пробегали годы, Тихон постарел, а жене беременность стала мукой.

Наступившее лето было нерадостным и трудным: кабаки и трактиры закрывались из-за нововведений, все чаще на слуху было слово «монополия». Из-за жаркой погоды не уродилась рожь, и это тоже ударило по его бизнесу.

Ярмаркам уже были вовсе не рады. Тихон поднимал цены, покупателям цедил сквозь зубы. Писатель показывает неприглядную безрадостную картину деревенского бытия: на черноземе раз в пять лет случался неурожай, река загрязнилась и «скисла» от выбросов кожевенных предприятий, крестьянам и другим бедным людям жилось на Руси впроголодь. Тихону было грустно осознавать это все.

Он едет в церковь и там тоже не находит отрады. Все, что его окружает, кажется Тихону жульничеством. Надписи на захоронениях приукрашивают действительность, смиренницы не ладят меж собой, нищие вызывают неприязнь и отвращение. Вокруг разорилось все дотла, царили бедность и нищета. Видя это, Тихон подумал, что туда бы нужно хозяина. Среди обнищавших селений часто попадались сгоревшие. Например, от деревни Выселки осталось лишь название – черные основания изб да горы мусора в синеватом дымке.

В таких невеселых размышлениях проживает Тихон несколько лет. Потом 1904 год – война России с Японией, 1905 год – первая русская революция. Мужчина сетует на то, что и своей земли много, поэтому войну он считает бессмысленной.

Революцию же Тихон изначально поддерживал и даже был рад потерям власти, так как на нее озлобился. Но так он был настроен до тех пор, пока не встал вопрос о разделе земель и об их отчуждении. Тут он круто поменял свое мнение. Тихон считал, что не надо идти на поводу у народа, разрешая ему творить все, что ему заблагорассудится, потому что разрушать легко, а построить что-либо трудно. Люди его положения не ждали бунта, но все же остерегались. До них дошли слухи, что вышло постановление не работать на хозяев по прежней оплате. Яков теперь сокрушался, что нельзя пригнать десятка два казаков и разобраться, как встарь, со всеми.

Однажды Тихон вынужден был защищать свое подворье от собравшегося народа. Крестьяне хотели, чтобы Тихон рассчитал всех сторонних работников, батрачащих на него, и принял на работу их. Люди упрекали Тихона, что его капитал нажит нечестным путем. Кончилось все тем, что они подожгли шалаш на его территории, и по ним начал палить пистолет, забытый кем-то в шалаше. А Тихон, как и остальные богачи, поскакал к властям, просить защиты. Крестьянский бунт закончился сожжением еще двух домов, и все на этом утихло. Однако Тихон затаил большую обиду на односельчан. Он принял решение все продать и покинуть родное село, потому как уже не мог там спокойно существовать.

Но осуществить свое намерение он не смог, потому что встретился с Молодой, так называли девицу, недавно вышедшую замуж. Та была прекрасна собой. Их с мужем и нанял на работу к себе Тихон. Молодая не соглашалась на уговоры и обещания, и Тихон овладел ею силой, когда ее супруг отсутствовал дома. Но тот был довольно ревнив и колотил молодую жену за ее измену. Да и сам Тихон остерегался расправы разъяренного мужа. Он поскорее нашел причину для его увольнения, раз Молодая не понесла, значит и ее не к чему было оставлять у себя. Тут мужчина подумал о собственном брате и надумал с ним наладить отношения.

Он едет в город и разыскивает брата. Тихон узнает, что тот работает у Касаткина, помещика, печатается в журналах, сочиняет стихи. Братья встречаются в трактире Даева и серьезно разговаривают.

С детства Кузьма отличался от Тихона тягой к знаниям, к учению. Сосед учил его грамоте – письму и чтению, и, становясь взрослым, Кузьма хотел написать в собственных трудах о нищенском существовании деревенского народа. Но скоро мужчина понял, что его творчество несовершенно по содержанию и по языку изложения. За такую свою работу он получал сущие копейки. Кузьма быстро разочаровался в этой деятельности, у него появилась тяга к алкогольным напиткам. Его сознание все больше затуманивалось, чаще появлялись нехорошие мысли – стать отшельником или покончить жизнь самоубийством.

Мужчина уверен, что русский народ дикий, в нем нет чувства гордости за свое происхождение, и от народа нет никакого толку. Подумав, Тихон соглашается с братом. После этого разговор зашел за веру, за религию.  Выясняется, что оба они довольно давно не посещали церковь. При этом Тихон верит в то, что в конце пути его ждет прощение, на что Кузьма насмешливо подмечает, что, если жил в течение жизни свиньей, то вряд ли за один вздох все как рукой снимет. Скорее всего, в этом нет и смысла.

Вот в таком расстроенном состоянии застал брата Тихон. Он приглашает его стать управляющим его поместьем. Кузьма, приехав к Тихону воспрял духом. Ночью он сторожил имение, а днем разбирал прессу, записывая новую нужную информацию в конторской книге. Тихон выгнал Молодую и Родьку с усадьбы, те покинули имение. Молодая начала себя странно вести. Дома она молчала, а на подработке в саду была весела и пела. Все это привело к тому, что молодую женщину напоили, а потом она была изнасилована. Все тут же узнали об этом. Но деспотичный и ревнивый супруг пришел домой и неожиданно скоропостижно преставился. Услышав это известие, Тихон был поражен и стал испытывать чувство вины, он понимал, что на нем лежит грех за разрушение молодой семьи.

Кузьма же стал размышлять о непотребствах и пороках отечественной истории, что русские люди всегда обладают первобытной жестокостью, что в основе всех их обычаев и обрядов лежит насилие. Об этом у русского народа много пословиц, прибауток, поговорок, былин, сутью которых было – унизить, принудить силой, растоптать. Кузьма поведал Тихону о голодных проститутках, обслуживающих клиентов за хлеб, как над падшими женщинами насмехались мужики. Услышав это, Тихон решил взять Молодую обратно в дом, чтобы искупить свой грех. В деревне считали, что женщина отравила своего супруга, и Тихону от этого было неловко, не по себе.

В повседневной суете Тихон вдруг подумал о том, что многого не успел сделать в своей жизни. В Москву хотел съездить – не получилось, пикник на траве устроить – не удалось. Он сожалел, что в погоне за наживой, обогащением, у него совсем не оставалось времени для себя и своего досуга. Не заметил, как не стало друзей, и он остался совсем один. Вспомнил Тихон о Ростовцеве, купце, с которым были дружеские отношения, но снизошли на нет. В таком невеселом расположении духа Тихон выходит покормить скотину. А в один из холодных вечеров Тихон заразился крупом и сильно занедужил.

В это время к Тихону приходит священник, который своим появлением предвещал смерть. Мужчина перепугался, но он догадывался, что проповедник Макар – негодяй и вор, что он дурит людей. Тихон прогнал священника восвояси, но его приход побуждает Тихона серьезно задуматься обо всем, что происходило и происходит в его жизни.

Он был часто эгоистичным по отношению к своей жене, совершенно не интересуясь ею и почти ничего о ней не зная,  Даже дети его не смогли бы спасти, ведь он бы их тоже так же не знал, как и супругу. Даже к отцу он бы не испытывал никаких чувств кроме жалости, и в старости кормил бы его тоже из жалости. Он не вовремя платил рабочим и плохо к ним относился.

Анализируя свою жизнь, он понимает, что вспоминать-то и нечего, не с кем даже поговорить. Дни тянулись монотонно и однообразно. Брат бывал редко, и разговор у них выходил нудным и скучным.

Тихон хотел выдать замуж Авдотью за какого-либо парня из деревни. Подходящей кандидатурой оказался бедный юноша Денис, политический агитатор, не имевший работы, и потому влачивший нищенское существование. Тихон предлагает ему свою помощь на первых порах и намекает на женитьбу. Денис сразу понял, кого ему прочат в жены. Они с Тихоном договорились, что после праздников займутся организацией свадьбы.

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector