Краткое содержание пьесы «Борис Годунов» (А. С. Пушкин)

Произведение было написано великим поэтом и писателем в 1825 году, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское. Сам автор идентифицировал «Бориса Годунова» как «драматическую повесть», жанровая принадлежность – пьеса, для произведения характерны черты трагедии и драмы. Трагедия рассказывает о событиях, сопутствующих правлению Бориса Годунова в период с 1598 по 1605 год. Краткое содержание пьесы по действиям от «Литерагуру» поможет вам быстро освоить литературный материал, запомнить основные события из книги, а анализ поспособствует пониманию сюжета.


Московский Кремль, 20 февраля 1598г. События происходят после смерти царя Федора Иоанновича. Народ во главе с патриархом Иовом просит боярина Бориса Годунова занять царский престол, однако тот отказывается и вместе со своей сестрой запирается в Новодевичем монастыре, отказываясь от «всего мирского», на протяжении целого месяца. В это время знатные бояре Шуйский и Воротынский обсуждают происходящее, при этом Шуйский утверждает, что это игра Годунова – ему на руку выдержать время, убедив народ в своем нежелании вступить на престол. Прозорливый боярин предсказывает, что Борис Годунов в итоге согласится на царствие, показав себя смиренным и честным. Параллельно они рассуждают о том, что именно «избраннику народа» было выгодно убить младенца-царевича Димитрия, последнего прямого наследника престола, а также говорят о том, что сами могли бы править, ведь являются представителями семейства Рюриковичей.

В итоге события разворачиваются согласно предположениям Шуйского – народ на коленях умоляет Бориса Годунова принять правление, и тот прерывает свое заточение в монастыре и становится новым царем. Тот в своей речи в тронном зале говорит о смирении и кротости, с которыми он принимает правление. После нее Воротынский напоминает Шуйскому о том, насколько верны оказались его слова, на что лукавый боярин отвечает, что уже не помнит предмета беседы, показывая себя как придворного интригана.

Чудов монастырь, 1603 год. В келье молодой инок Григорий Отрепьев ведет беседу со старым монахом отцом Пименом, пишущим свою летопись. Очнувшись ото сна, Григорий связывает свои «странные сны» с недовольством монашеской участью и рассуждает о том, что молодость Пимена была куда интереснее его. На это старый монах говорит иноку, что спокойствие и блаженство он нашел только в монашеской жизни. Он рассказывает собеседнику об убийстве цесаревича Димитрия в Угличе, называя виновником Бориса Годунова, а также упоминая о возрасте убиенного, которой был бы ровесником Отрепьева. Пимен уходит из кельи, и Григорий грозит Борису «карой», задумывая авантюру.

После побега Григория из обители происходит разговор игумена Чудова монастыря с патриархом всея Руси Иовом. Игумен рассказывает о том, как Отрепьев попал в монахи, и о том, что тот возомнил себя «будущим царем Руси». Рассерженный патриарх требует найти и наказать беглеца ссылкой.

Тем временем царь Борис Годунов, после встречи с неким «колдуном», рассуждает о своем правлении. Он находится на престоле уже шесть лет, но царствие не принесло ему счастья. Годунова окружают заговоры и сплетни, его винят во всех несчастьях, даже в гибели его сестры. После пожара в Москве, Годунов приказывает возвести новый город, но его обвиняют и в самом возникновении пожара. Тяжесть его положения усугубляет его тайный грех – де-факто он признается в убийстве цесаревича.

Корчма на Литовской границе. Григорий Отрепьев находится там со спутниками, Мисаилом и Варлаамом. Беглец услышал от хозяйки, что его ищут. Тем временем приходят приставы в поисках Отрепьева. Они подсаживаются к путникам, постепенно подозревая Мисаила как беглеца. Приставы ищут грамотного человека, который смог бы прочесть розыскную грамоту, и вызывается сам Григорий, во время чтения подменяющий свои приметы чертами Варлаама. Трюк не удался, и Григорию приходится сбежать из корчмы через окно.

Москва, дом Шуйского. После ужина один из гостей, Афанасий Пушкин, желает рассказать боярину важные вести: Гаврила, племянник Пушкина, написал о том, что царский сын Димитрий жив и скрывается при дворе короля Сигизмунда. Он в фаворе у самого короля и его придворных. Шуйский и Пушкин рассуждают о возможности переворота, но договариваются молчать.

Царские палаты. Годунову докладывают о том, что к Пушкину приезжал посол из Кракова, и в гостях у Шуйского у них с хозяином имела место долгая беседа. Царь приказывает схватить гонца и позвать Шуйского, дабы призвать того к ответу, но боярин догадался о нависшей угрозе, и поэтому рассказывает царю об узнанной новости, желая усугубить шаткое состояние Годунова. Царь шокирован, и поэтому допытывается у Шуйского, был ли убит действительно Димитрий, на что Шуйский убеждает Годунова в том, что цесаревич мёртв.

Краков. Дом Черниковского. Самозванец убеждает отца Черниковского, представителя католической церкви, в своей поддержке, гарантируя принятие на Руси его веры. Прибывает группа людей под предводительством Гаврилы Пушкина, которых Лжедмитрий также убеждает присоединиться к нему, обещая опальным русичам, гонимым Борисом, месть и вольность.

Замок воеводы Мнишека в Самборе. Вишневецкий и Мнишек хвалятся своими успехами: Григорий, готовится стать царем, а дочь Мнишека, Марина, влюбила в себя самозванца, рассчитывая стать царицей. Тем временем, Лжедмитрий проводит время с Мариной, все больше раскрываясь ей, и в итоге признается в том, что является самозванцем, на что Марина отвечает разочарованием и насмешками, что выводит Григория из себя. Он решает вести войска на государство Московское незамедлительно.

16 октября 1604 года. Граница Литовская. Самозванец не рад тому, что пригласил литовцев на родную землю, но оправдывает свои действия ненавистью к Годунову.

Царская дума. Проходит собрание бояр во главе с царем. Собравшиеся обсуждают осаждение Самозванцем Чернигова, Годунов приказывает боярину Щелкалову обеспечить сбор войска. Правление Бориса подрывается изнутри, ведь весть о «возвращении цесаревича» успешно распространяется среди народа. Царь приказывает Шуйскому разобраться с этим, но авторитет Годунова подорван – бояре обратили внимание на волнение Бориса во время собрания.

21 декабря 1604 года. Войска Лжедмитрия разбивают русские войска под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. Народ ждет окончания обедни: Григорию Отрепьеву была объявлена анафема. На паперти находится юродивый-Николка, собирающий милостыню. Дети отбирают у него деньги, смеясь над ним. Обедня закончена, царь выходит к народу, и юродивый жалуется царю на обиды, прося того обидчиков «зарезать, как зарезал ты молодого цесаревича», на что бояре требуют наказать Николку. Но Годунов в ответ просит нищего помолиться за него, на что юродивый отказывает, аргументируя свой отказ нежеланием молиться «за царя-ирода».

Севск. Самозванец выбивает из пленного дворянина Рожнова нужные сведения и узнает, что люди принимают его «воскрешение» благосклонно. Даже поражение под Севском не является финальным для него.

Москва. Царские палаты. Борис Годунов со своими боярами обсуждает разгром войск неприятеля. Царь считает победу тщетной, потому что Самозванец уже снова собрал свое войско, а войско царя изрядно ослабело. Годунов хочет поставить над боярами Басманова, не отличающегося талантами, но разумного человека. Внезапно царь умирает, и перед смертью благословляет своего потомка на царствие, исполнителем воли Государевой назначается Басманов.

Ставка. Пушкин прибывает в стан русской армии, посланный туда Лжедмитрием, дабы убедить Басманова перейти на сторону Самозванца, на что Басманов отвечает отказом. Тем не менее, боярин уже предчувствует поражение, зная о придворных интригах и видя серьезность угрозы, которая нависла над молодым царем Феодором, им самим, и государством.

Лобное место. Пушкин произносит речь перед народом, убеждая его признать Лжедмитрия своим царем. Люди превозносят Самозванца и стремятся в Кремль, чтобы покончить с «родом Годуновых».

Кремль. Дом Борисов. Дети Годунова, Феодор и Ксения, под замком. Люди жалеют их, не считая их ответственными за «грехи отца их». К ним поднимаются бояре Мосальский и Голицын в сопровождении стрельцов. В доме слышится борьба, крики, после к народу, находящемуся в ужасе от происходящего, выходит Мосальский и объявляет о смерти детей Годунова «от яда», требуя славить «царя Димитрия Ивановича».

Автор: Карим Лисовский

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector