Краткое содержание пьесы Александра Пушкина «Моцарт и Сальери»

Смерть выдающегося австрийского композитора В.А. Моцарта в декабре 1791 года до сих пор остается загадкой, которую пытаются разгадать ученые специалисты разных областей. По этому поводу ими в разное время выдвигалось несколько версий. По одной из них, получившей самое большое распространение, – Моцарт был  отравлен. Отравителем №1 молва сделала итальянского композитора и музыканта Антонио Сальери, занимавшего в то время высокий пост дворцового капельмейстера. Наш великий отечественный литератор А.С. Пушкин тоже не оставил без внимания эту историю, так как у него были для этого и свои причины. Он положил ее в основу своей пьесы «Моцарт и Сальери», которая потом вошла в сборник «Маленькие трагедии».

На сайте Литерагуру упомянутая пьеса представлена в кратком изложении. Ее сюжетная линия довольно незатейливая и банальная: Завидуя  славе и таланту Моцарта, один из его товарищей губит его, так как понимает, что гениальные творения композитора ему не превзойти. Детали этого инцидента изложены в лаконичном пересказе, размещенном на страничке нашего Интернет-ресурса.

Краткое содержание

Сцена 1

Начинается пьеса Пушкина «Моцарт и Сальери» описанием жизни композитора Сальери, который сам знакомит с ней читателей, одиноко сидя в комнате, размышляя и предаваясь воспоминаниям. Сальери думает о своих детских годах, о начале творческого пути в музыкальный мир, утверждает, что с раннего детства у него вызывали  восхищение звуки церковного органа. Мальчик рано повзрослел, ощутил страсть к музыке, в итоге он пренебрег веселыми забавами, праздностью, стал равнодушен к наукам и ремеслу.

Так  Сальери постепенно становился мастером в музыкальной сфере. И вот он предался мечтам о важности и значимости своего творчества, но о славе музыкант не думал. Он работал целыми сутками, забывая о еде и сне, а потом предавал огню свои, как он считал, неудавшиеся творения и смотрел, как они сгорали.

Но со временем труд композитора увенчался успехом, и слава все же его нашла. Сальери от души был рад собственному успеху и доброжелательно, без зависти относился к достижениям своих коллег на музыкальном поприще. Но когда появился гениальный композитор Моцарт, а он устал трудиться, стараясь достичь хоть какого-то успеха, в его душе поселилась мучительная зависть. Исповедальный монолог молодого человека закончился тем, что он в сердцах  выкрикнул фамилию прославленного композитора, и Моцарт явился на зов Сальери.

Он пришел потому, что хотел познакомить своего друга с пожилым скрипачом, так смешно исполнявшим арию из оперы «Дон Жуан». Моцарта развеселило такое сомнительное мастерство старика-скрипача, а герой к такому  виду искусства относится отрицательно,  насмешки и шутки Моцарта по этому поводу его раздражают, и он выгоняет пожилого музыканта.

Но  гость пришел к Сальери не только из-за этого, еще он собрался показать приятелю свои новые, написанные в бессонные ночи произведения. Шедевры Моцарта настолько поразили друга, что тот назвал музыканта «Богом». А Вольфганг не находит в собственных сочинениях ничего особенного и желает перекусить. Товарищ предлагает ему отправиться на обед в трактир «Золотой Лев».  И Вольфганг идет уведомить супругу о своем уходе.

Снова оставшись один, Сальери предается размышлению, но теперь он считает своим предопределением – остановить  гения, который, по его мнению, не принесет больше никакой пользы в области музыки. Сальери считает, что коллега не должен продолжать сочинять «божественных» композиций, которые будут для других музыкантов недосягаемыми, и те их не смогут  превзойти своими шедеврами и достичь высокого уровня их исполнения. Герой уверен, что по этой причине музыкальное искусство зайдет в тупик и погибнет, так как не будет получать  дальнейшего развития.

Тут Сальери вспомнил о яде, оставленном ему его любимой  Изорой. У композитора не хватило решимости отравиться самому, хотя  за многие годы он не раз протягивал к колбе с ядом руки. Но в последние моменты у него возникала надежда, что когда-нибудь мир его неожиданно одарит, и он испытает восторг. Либо же страшным подарком возлюбленной он отравит своего «злейшего» недруга. Герой принимает решение, что этим ядом будет отравлен Моцарт. Этим завершаются события первой сцены.

Сцена 2

События второй сцены разворачиваются в трактире, где обедают оба музыканта. Моцарт говорит Сальери о некоторых проблемах со своим последним сочинением «Requiem», о том, что он затрудняется с его финалом и не может его завершить уже около трех недель. Всему виной заказчик этого творения – «черный человек», который с момента заказа, больше не приходил, и композитор волновался по этому странному случаю.  У него создалось впечатление, что заказчик за ним следует всюду. Но  товарищ к опасениям и затруднениям коллеги относится несерьезно и вспоминает о своем приятеле Бомарше, советовавшем все переживания устранять бутылкой шампанского или перечитыванием пьесы «Безумный день или Женитьба Фигаро».

Амадей Моцарт слышал о французском литераторе и драматурге Бомарше и версию о том, что кто-то был им отравлен. Но композитор считал, что это всего лишь предположение и что гений и злодеяние – понятия несовместимы. Потом Сальери добавляет яд в вино товарищу, тот тут же произносит тост о дружбе и выпивает свой стакан.

Затем отравитель плачет, но говорит Моцарту, чтобы тот не обращал на это внимания. А Моцарт в этот момент уже ощущает слабость и уходит, чтобы дома лечь и отдохнуть.  Оставшись один, Сальери размышляет над его словами о том, что невозможно быть гением и совершать злодеяния. Но он тешит себя мыслью, что и создатель Ватикана, и Бонаротти тоже творили зло, хоть и были, по его мнению, гениями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector