Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

Одним из самых лирических русских поэтов, непревзойденным мастером стихов о российском пейзаже, является Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892 гг.). Он принадлежит к числу поэтов так называемого “чистого искусства”. Основа этого направления — описание обыденных для всех природных явлений, любви, творчества, двойственности всего сущего. Фет в своих стихах говорил о возвышенных темах, которые вечны, описывал природу, переживания, настроение, чувства. Причем делал это намеками и часто использовал недосказанность, что очень нравилось его современникам. Да и сейчас такие приемы автора не оставляют равнодушными большинство читателей.

История создания стихотворения

Стихотворение написано было в 1858 году. Произведение стало самым ярким в сборнике “Вечера и ночи”, посвященных любимой автора. История этой любви вообще очень трагична и заслуживает отдельного, хотя бы краткого, рассказа.
Поэт был безнадежно влюблен в Марию Лазич, которая отвечала ему полной взаимностью. Но из-за бедственного финансового положения Афанасия Афанасьевича влюбленные не могли быть вместе и вынуждены были расстаться. Спустя некоторое время после расставания, в 1850 году, девушка погибла. Погибла случайно и нелепо: ее платье вспыхнуло от лампады. Мотивы огня и свечей, ярких вспышек, начали прослеживаться в творчестве поэта именно с этого момента.
А. Фет до конца жизни винил в ее смерти себя и на протяжении 40 лет посвящал Марии стихи.
Афанасий Афанасьевич — сын представителя русского дворянского рода. Но, к несчастью, фамилию отца носить он не мог. Случилось это потому, что мать его была в разводе. Данное обстоятельство помешало поэту жениться на девушке благородного происхождения и ложилось темным пятном на всю его жизнь, накладывая целый ряд ограничений. Некоторые исследователи литературы считают, что именно благодаря этому трагическому обстоятельству поэт писал только о возвышенном и духовном, не затрагивая быт и злободневные темы.

Размер, жанр и направление

В стихотворении “Заря прощается с землею…” А. А. Фет использовал четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такая конструкция позволила чередовать мужские и женские рифмы, которые очень органично легли на так характерные для творчества Фета певучесть и растянутость стиха, музыкальность рифмы.
Это стихотворение с философским подтекстом — яркий пример пейзажной лирики. В нем автору особенно хорошо удалось передать глубину содержания, натолкнуть читателя на размышления о жизни.

Композиция стиха

Стихотворение состоит их 4-х строф, каждая из которых является законченной мыслью поэта. Смысловая же составляющая стиха условно делится на 2 части:

  • 1-е четверостишие описывает уходящий день, свет последних лучей солнца на вершинах леса, ожидание героем какого-то необъяснимого чуда;
  • 2-е и 4-е четверостишия рассказывают об исчезновении зари, погружении мира в темноту. Перед героем предстает безрадостная картина окружающего мира, но в душе его живет вера в то, что тьма не будет долгой и скоро вновь солнце вспыхнет утренней зарей.

Символы и образы в стихотворении

Афанасий Афанасьевич сам предстает в образе лирического героя. Ночь являет собой символ смерти, которая поглощает увядающий день. Но надежды героя на зарю описывают веру в возрождение, в вечность жизни, в то, что грядущий рассвет развеет мрак и победит смерть.
Противопоставляет друг другу автор и небо с землей. Деревья словно говорят о том, что тоже хотят уйти в небо вслед за последними лучами. С ними рвется и герой произведения, чтобы найти новую жизнь. На земле он томится, тут ему тяжело.

Помимо этого, вечное противопоставление дня и ночи можно рассматривать и как чередование хороших и плохих периодов в жизни каждого из нас. “Заря прощается с землею…”, если читать вдумчиво, натолкнет на мысль о том, что не стоит терять надежду, нужно все же надеяться на чудо, даже если надежда на то, что все будет хорошо, очень и очень призрачна.
Естественно, А. Фет отразил в этом стихотворении и ушедшую любовь. Первая смысловая часть посвящена именно этому: герой смотрит на то, как на вершинах деревьев таят последние лучи света, навевая на мысли о трагическом уходе Марии Лазич.
Прослеживается и линия двойственности самой жизни героя. А. Фет был преданным и хорошим супругом, но на всю жизнь сохранил любовь к покинувшей мир Марии. Это можно увидеть в описании заката, в темных ночных оттенках леса.

Основная идея стихотворения

Никаких особенно новых идей автор в произведении не выразил. Он лишь описал вечный круговорот тьмы и света так, что позволил читателю по-новому взглянуть на это. Фету удалось настолько освежить данную проблему, что внимательный читатель поневоле начинает верить в то, что вслед за темнотой и кажущейся безысходностью вновь наступят хорошие времена, что в жизни каждого наступит новый рассвет.

Очень хорошо поэт передал и взаимосвязь состояния человеческой души и окружающей его природы, то, что все в жизни, как и в природе, завязано на циклах вечного противостояния тьмы и света.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector