Краткая биография Велимира Хлебникова

Известный литературный деятель Серебряного века и замечательный автор поэзии и прозы Велимир Хлебников прославился своими заслугами в развитии родной литературы. Он явился одним из крупнейших распространителей русского авангарда и родоначальником футуризма. Хлебников смело экспериментировал с поэтическим языком и существенно освежил его методом словотворчества, создав новый «заумный язык».

Велимир (урожденный Виктор) Хлебников родился 28 октября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии России. Отец будущего писателя посвятил всего себя изучению природы, в частности орнитологии и лесоводства. Младший Хлебников охотно разделял интересы отца и с удовольствием сопровождал его в поездках и экспедициях. Мать занималась преимущественно воспитанием и обучением своих детей – их в семье Хлебниковых было пятеро. Именно мать позаботилась, чтобы все дети были хорошо развиты духовно и стремились к познаниям различных наук.

Семейство Хлебниковых пребывало в постоянных разъездах, причиной тому было служебное положение отца. Поэтому, образование Виктор получил в разных учебных заведениях: в 1897 году в Симбирской гимназии, а затем — в Казани. В 1903 году он продолжил обучение в университете. На протяжении всего времени учебы, Хлебников писал, как в жанре поэзии, так и прозы. Он всегда стремился к знаниям, увлекаясь самыми разными науками.

Тяга к древним наукам и истории породнила писателя с приверженцами символизма и акмеизма, среди которых был небезызвестный Вячеслав Иванов. Именно от символистов Виктор и получил свой псевдоним — Велимир. Но Хлебников уже тогда заметно выделялся среди своих единомышленников, имея свою точку зрения относительно природы слова.

Хлебников был чрезвычайно заинтересован и озабочен судьбой России, поэтому война с Японией и внутренний революционный раскол страны сильно потрясли его. С 1905 года он работал над теорией определения неких числовых временных принципов, которые определяют происходящие события.

Дебютное творение Хлебникова, стихотворение под названием «Искушение грешника», появилось в 1908 году в журнале «Весна». Заинтересовавшись деятельностью литературного общества «Гилея», писатель вступил в ряды его представителей, где уже были известные В. Каменский и Д. Бурлюк. В. Маяковский и Б. Лившиц вступили в «Гилею» немного позже.

Хлебников, практикуя теорию футуризма, значительно преуспел в своем деле. Он даже придумал направлению свое название — «будетлянство». Первым футуристическим сборником стал «Садок судей», вышедший в 1910 году. Это событие предвозвестило литературному миру о новом направлении. Авторские книги «Ряв!», «Творения 1906–1908» и еще целый ряд других также были изданы в 1910 году.

«Пощечина общественному вкусу» — так назывался общий сборник произведений Хлебникова и нескольких других футуристов, вышедший в 1912 году. Примечательно, что все вошедшие в него стихи отличались простым разговорным языком. В «Пощечине…» впервые была изложена пророческая хлебниковская таблица «Взор на 1917 год», предрекающая скорый государственный кризис.

1912 год был весьма плодотворным для писателя – была опубликована еще одна его книга «Учитель и ученик», во всей красе представляющая «будетлянство».

Хлебников много времени посвятил лингвистическим исследованиям, создав на их основе совместно со своим единомышленником, поэтом А. Крученыхом, новый «заумный язык». Их поэма «Игра в аду» как нельзя более полно представила все плюсы введенного новшества. Следующим совместным трудом поэтов-новаторов стал сборник «Слово как таковое», датированный 1913 годом. Он, также, был о «зауми». В труде сообщалось о принципах построения новых слов.

Труды Хлебникова «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне» и «Время мера мира» явились попыткой автора предсказать исход войны. Этому же событию писатель посвятил и поэму «Война в мышеловке», над которой трудился продолжительное время с 1915 по1922 годы.

В 1916 году Велимира Хлебникова забрали на фронт в Царицыно. Ужасы войны сильно потрясли ранимую душу поэта, и вскоре, воспользовавшись связями, он спешно покинул армию.

Свои размышления над событиями октября 1917 года поэт запечатлел в поэме 1921 года «Ночной обыск». Далее, один за другим, выходят труды Хлебникова «Ночь перед Советами», «Ночь в окопе», «Каменная баба», «Малиновая шашка» и прочие. Все они содержали его мысли по поводу пережитого.

После переезда на Кавказ Хлебников неоднократно менял места работы, и по-прежнему творил без перерывов. В 1921 году он выпустил поэму «Тиран без Тэ», посвященную событиям восточной революции, а через некоторое время — поэму «Ладомир», полностью переосмыслив и разобрав все принципы происходящего переворота.

Зимой 21 года писатель возвратился в столицу. Здесь, в 1922 году, он пишет свою знаменитую, определенную как «сверхповесть», «Зангези», используя язык «зауми».

Последние месяцы жизни писателя прошли в новгородской деревушке  Санталово. Здесь же, 28 июня 1922 года, Хлебников умер.

 

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector