Краткая биография Александра Полежаева

Родился Александр Иванович Полежаев в 1804 году в селе Рузаевке Пензенской губернии. Писатель был незаконнорожденным ребенком помещика Леонтия Струйского от простой крепостной крестьянки. Воспитывал мальчика мещанин Пиан Полежаев, так как Струйский был сослан в Сибирь за убийство. Полежаев рано осиротел и потому жил то в барских хоромах, то в бедной крестьянской избушке. Эта неопределенность его положения не лучшим образом сказалась на развитии его личности, приведя к внутренней дисгармонии.

Едва мальчику исполнилось десять, он был определен в частный столичный пансион. А в 1820 году, после завершения обучения, Александр поступил в Московский университет.

Вскоре после получения университетского диплома, Полежаев, почувствовав тягу к литературе, начал писать. Поначалу четкого направления творчества у него не было: писатель искал себя. Он занимался переводами трудов популярного в те годы Ламартина, и это сказывалось и на собственных его работах – элегиях и одах. Полежаев был востребован и практически все его труды мгновенно появлялись в модном «Вестнике Европы». Поэзия его была патетической направленности, о тайнах мироздания, она уносила читателей от обыденных проблем унылой повседневности. Иного характера были поэмы Полежаева, особенно «Сашка», датированная 1825-26 гг.

Полежаев появился в литературном мире в период становления реализма, поэтому значительное влияние на его мировоззрение оказало творчество Пушкина. Полежаев даже вступил в творческую полемику с поэтом, используя «Онегина» в качестве  некоего прототипа для своего героя автобиографического произведения «Сашка». Но в отличие от пушкинского творения, полежаевское отдавало какой-то грубостью и мятежностью, задевая привычный общественный уклад.

В той же манере писателем были созданы еще несколько трудов: «Иман-козел», «Рассказ Кузьмы, или Вечер в Кенигсберге».

Такие революционные настроения Полежаева не могли остаться незамеченными властями и вскоре писатель был направлен Николаем Первым в пехотный полк унтер-офицером в качестве наказания. Но долго солдатской жизни Александр не вынес и в 1827 году решился на побег. Его схватили и разжаловали в простые солдаты, а также лишили приобретенного после окончания университета дворянского титула. На этом злоключения писателя не закончились – за стычку с офицером его арестовали и заперли в подвальной камере. Из-за плохих условий проживания, Полежаев заболел чахоткой. Полгода он боролся с болезнью, но, так и не долечившись, был отправлен на Кавказ. На этот раз писатель проявил себя достойным и отважным солдатом и даже дважды был приставлен к наградам, но царь их не жаловал солдату, помня о его мятежном нраве. Буквально за неделю до смерти поэта, государь все же пожаловал ему звание прапорщика.

Позднее творчество Полежаева явилось началом нового жанра в литературе – иронической стихотворной повести. Нововведение хорошо прижилось среди писателей, особенно откликнувшись в творчестве Лермонтова.

Творческим методом для писателя был избран своеобразный романтизм, чем-то напоминающий натурализм. Лишь свобода всегда двигала и направляла его, став не только нормой его поведения, но и пониманием жизни вообще.

Студенческие работы Полежаева быстро отошли на второй план, так как читательская аудитория их была чрезвычайно узка. Зато подражание простонародному стилю письма, подчас грубоватому, осталось в его творчестве до конца. Также, специфическая структура, характеризующуюся наличием двух основных планов – героя и толпы, была предпочтительна для автора от начала и до конца. Характерные произведения, представляющие яркие примеры полежаевского эпоса, это «День в Москве», «Царь охоты», «Эрнели», «Чир-Юрт», «Кориолан».

Наиболее ценна для литературы все же была поэзия Александра Полежаева, его лирика, пропитанная идеей гордой несломленной личности и сильнейшим трагизмом.  1826 – 1831 годы явились для поэта невероятно плодотворными. В эти годы был издан и первый его авторский сборник, включающий в себя такие яркие работы, как «Песнь пленного ирокеза», «Песнь погибающего пловца», «Ожесточенный», «Вечерняя заря», «Цепи» и прочие. Позже, в 1833 году, вышел сборник «Кальян», ознаменовавший собой последний этап творчества Полежаева. Более он подходит по настроению к романтизму.

В лирике поэта необычайно гармонично сплетаются нотки безнадежности и пессимизма с твердым желанием борьбы и перемен. Некоторые критики, в особенности Н. П. Огарев, предлагали на примере творческого наследия Полежаева прослеживать переход общественного интереса в личный. Так, постепенно, общественные проблемы и духовные ценности сводятся к личностному индивидуализму. Именно личность, в поэзии Полежаева, становится орудием свободы.

Без сомнения, талант Александра Полежаева велик и достоин восхищения. Но практически все знатоки творчества поэта и прозаика, одновременно и преклонялись перед его мастерством и жестко его критиковали. Причиной тому немного грубая и заносчивая его манера письма, иногда даже пошлость и безвкусие.

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector