Кратчайшее содержание повести-сказки Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч»
Автор известной многим читателям приключенческой повести-сказки «Старик Хоттабыч» отечественный журналист, писатель и поэт советской эпохи Л.И. Гинзбург на литературном поприще творил под псевдонимом Лагин, Это начальные слоги его имени Лазарь и фамилии. Родом Лазарь Иосифович из белорусского города Витебска. Прожил литератор нелегкую и насыщенную различными событиями жизнь, как и все представители той эпохи. На его долю выпали и борьба с «белыми», и комсомольская юность, и хорошая карьера в политике, и успехи в журналистике и литературе, и многое другое. Были и непростые ситуации в его положении, например, ордер на арест в 1938 г., когда он служил главным редактором «Правды». Литератору удалось избежать ареста, а помог ему в том Фадеев, занимавший тогда пост председателя писательского союза. Дело удалось замять, отправив Лагина на полуостров Шпицберген в продолжительную командировку.
В годы Великой Отечественной войны автор сказочной повести был и фронтовым корреспондентом, и воевал в составе действующей армии, имел награды.
На литературной стезе Лагин отдавал предпочтение сатирическим произведениям. Он печатался в «Крокодиле» и не только. Рассматриваемая нами повесть-сказка «Старик Хоттабыч» впервые увидела свет в 1940 г., выйдя в журнале «Пионер». Это была ее первая редакция. Хотя имеется предположение, что работал над ее содержанием писатель еще в 1924 г. Известный современным читателям вариант сказки издался только в начале пятидесятых годов.
На нашем Интернет-ресурсе представлен кратчайший пересказ вышеупомянутого произведения, который позволит читателям за весьма короткое время познакомиться с основными событиями сюжета и героями книги.
Краткое содержание
Героем этой сказочной истории является самый обычный мальчик советской эпохи, пионер Волька Костыльков, ученик 6 класса. Как-то раз, купаясь в реке Москве, паренек находит старинный закупоренный кувшин. Из него появляется джинн, которого зовут Гассаном Абдуррахманом ибн Хоттабом. Джинн тысячелетиями находился в кувшине в заточении, потому что сам не мог покинуть посудину. Выбравшись на свободу, пленник благодарит школьника за то, что тот его освободил и выражает свою готовность ему служить, при этом обращаясь к своему юному спасителю, называет его «Волька ибн Алеша».
Сказочный персонаж желает помогать мальчику, но это получается не всегда уместно, потому что он довольно долго пробыл в заточении на речном дне и многого не знает. К примеру, при сдаче географического экзамена, когда Волька попросил джинна ему помочь, тот рассказал мальчику об огромных муравьях, величиной с собаку, а также про то, что Земля плоская, а не круглая. В итоге Волька завалил экзамен, по этой причине огорчился, но ничего не сказал про то старику Хоттабычу. Мальчик не хотел, чтобы волшебник злился на преподавателей, так как джинн считал, что он абсолютно прав.
Когда наступил вечер, Волька решил пойти в кино, но на вечерние сеансы дети не пропускались, а дневные к тому времени уже закончились. Тут на помощь шестикласснику приходит Хоттабыч, который наделяет его густой бородой, чтобы мальчику разрешили пройти в кинотеатр на вечерний фильм. В кинозале на Вольку с бородой обращает внимание его товарищ Женя Богорад, и джинн с помощью волшебства переносит его в далекую Индию, чтобы Женя не успел рассказать кому-либо о бородатом шестикласснике. Потом джинн не мог вспомнить, как исправить то, что он наколдовал и посетил парикмахерскую вместе с Костыльковым. Насмешники из парикмахерской становятся баранами, так на них подействовали колдовские чары волшебника. Когда Вольке стало известно о вынужденном перемещении Женьки в Индию, он сказал Хоттабычу, что его надо вернуть, и маг полетел на ковре-самолете за Волькиным другом. По пути волшебник вспомнил нужные заклинания и возвратил Женьку домой, не достигнув далекой заморской страны. При помощи того же заклинания бараны снова превращаются в людей. Среди них оказывается и Сережка – еще один Волькин товарищ.
Познакомившись с Хоттабычем, Женька помогает Вольке приучить джинна к современной действительности. Маг даже пытается по букварю обучиться чтению. Но ребятам мало чему удается научить старика. Он не забывает восточных законов и нередко оказывается в непростой ситуации: используя свои магические чары, выступает в цирке. Его номера зрители считают фокусам. Во время футбольной игры наколдовывает второй мяч, чтобы футболисты не гонялись за одним.
Как-то раз джинн вместе с Волькой, Женей и Сережкой оказались на палубе роскошного парохода, на котором и поплыли путешествовать. И тут Сереже тоже удалось найти старинный кувшин. Выяснилось, что в том кувшине находится в заточении Омар Юсуф, брат джинна. Мальчик освобождает его. Но, оказалось, что второй джинн очень отличается от первого и по характеру, и по мировоззренческой позиции. Он злое, эгоистичное существо, в отличие от Хоттабыча, который миролюбив и добродушен. Омар тут же старается уничтожить освободившего его Сережу, не желая служить мальчику. Резко начавшего стареть парнишку спасает от своего брата Хоттабыч. Джинны разговаривают, и Хоттабыч осознает, насколько все изменилось с тех пор, как он оказался в кувшине, видит, что появились многие новшества. Маг желает познать их и всему новому научиться. В отличие от брата, злой Омар не принимает все появившиеся на Земле новшества и относится к ним недоверчиво. Он не верит и в то, что спутник нашей планеты – Луна. Чтобы в этом самому убедиться, Омар отправляется в космос на земную орбиту и оказывается ее пленником.
Теперь три друга – Волька, Сережка и Женька – не пропускали уроков и стали отличниками, потому что старик Хоттабыч очень желал постичь новое, всему обучиться, и мальчики все приобретенные на занятиях знания передавали магу. Каждый юный герой поставил перед собой цель, которой старался добиться. Например, Волька собирается стать радиоконструктором, Женя – доктором, волшебника тоже увлекла радиотехника. Все персонажи мечтают о великом, добром и хорошем.