Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
(344 слова) И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой создавали литературные произведения в таком направлении, как реализм. Их романы, рассказы часто отражают действительность того времени, в котором они были написаны. Так, если в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого читатель увидит иной взгляд на события Крымской войны (писатель отражает и отвагу солдат, и бессмысленность самой войны), то в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы сможем проследить за движением общественной мысли в 1860-х годах на примере главного героя – Евгения Базарова.
Евгений – герой своей эпохи, аутентичное явление того времени. И.С. Тургенев создал психологический роман, поэтому особое внимание следует уделять деталям, речи героев, их портрету (методам психологизма). Так, Базарова характеризуют такие качества, как небрежность, резкость, категоричность. Они проявляются во всем: в грязной и неопрятной одежде, в грубых высказываниях, в желании спорить и насаждать свои убеждения собеседникам.
По сословию Евгений – разночинец, и это неслучайно, ведь в ту пору это сословие развивлось гораздо активнее застоявшегося на одном месте дворянства. В русской литературе представлено немало героев — разночинцев: Чацкий (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), Штольц (И.А. Гончаров «Обломов»), Гриша Добросклонов (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»). Всех персонажей объединяет между собой такие качества характера, как «самоуверенность и ум». Базарова также можно отнести к деятельной и умной личности. Поэтому он и не может разделить «литературных» вкусов Николая Петровича (герой любил читать Пушкина). Вместо праздных размышлений он тратит время на приобретение практических навыков. И его пример вдохновляет многих людей, хоть сам Евгений и не рвался становиться авторитетом. Так, литературовед И. н. Сухих сказал: «Ситников – обезьяна нигилизма». Характеристика справедлива, ведь персонаж копировал поведение Базарова, не понимая, в чем его суть. Он умел подметить только внешние детали. Значит, хоть сам Евгений не разделял увлечения разговорами и сочинительством, он все равно стал образом-символом, олицетворяющим и вдохновляющим целое поколение.
Таким образом, Евгений воплотил в себе лучшие и худшие черты своего времени: он кичился образованностью и высокомерно затыкал собеседников, навязывая свою правду. Однако тот же Базаров в финале осознал, что его тянет к людям, что он тоже умеет любить. Природа доказала персонажу никчёмность и бессмысленность его идей. Он умирал просветленным и образумившимся человеком, который сбросил спесь молодости и познал мудрость зрелости.