Глубокий анализ пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок»

Островский Александр Николаевич – ранний русский реалист, величайший драматург, чье творчество явилось новоявленным этапом в формировании русского национального театра и карьере Станиславского. Он показал бытие своего времени и максимально достоверно изобразил его тонкости в одной из своих наиболее известных пьес «Бедность не порок».

История создания

«Бедность не порок» была написана всего через четыре года после пьесы «Свои люди-сочтемся», но она резко контрастирует с настроением предыдущего произведения.

В июле 1853 года зародилась хроника написания пьесы «Бедность не порок». Александр Николаевич завершил работу над ним в конце этого же года.

Интересным фактом является то, что еще до того, как данная пьеса была написана, роли действующих лиц уже были распределены между актерами. Пров Михайлович Садовский, который являлся хорошим другом Островского, замечательно воспроизвел личность Любима Торцова. Ведь данная пьеса была посвящена именно ему.

Известно, что Островский находился под влиянием славянофильской школы писателей и мыслителей, которые находили традиции русского общества обителям доброты и любви. Все это они противопоставляли поверхностному блеску западной цивилизации. Поэтому, в последствии, многие из них смогли узнать себя в данной пьесе. В том числе значительное влияние на комедию оказало то, что Островский был вынужден прервать свое высшее образование, и последовал на службу в суд. Именно этот жизненный опыт позволил драматургу включить столь интересных персонажей в свое книгопечатание.

Жанр и направление

Пьеса «Бедность не порок» является комедией в трех действиях. Произведение пронизано юмористическими характерами и комическими случаями. Отличительной чертой данного жанра является позитивная развязка, в которой добро непременно побеждает. Это легко прослеживается в поступке Любима, когда с его помощью брат сбрасывает с себя кошмарную одержимость.

Очень умело в своем произведении Александр Николаевич комбинирует романтизм и реализм. Романтизм отражается в проявлении сильных характеров, страстей и бунтарских настроений. Реализм же бесцеремонно демонстрирует характерные черты действительности, которым не присуще преувеличение и искажение.

В самом начале мы знакомимся с двумя абсолютными противоположностями. Сердечный, душевный, отзывчивый, но с пустыми карманами – Митя. И коварный, лукавый, обрюзглый – Коршунов, который положил глаз на юность и прелесть дочери купца. Из этого следует, что смысл названия лежит в простой истине: бедность не порок, а пороком является гордыня, пьянство, мелочность и алчность.

Суть пьесы

Произведение открывается для нас с ссоры купца Гордея и его брата. Брат Гордея, употребив крепких напитков начал вытворять чудные дела на виду у званых гостей и тем самым пристыдил Гордея.

В скором времени Гордея навещает его жена и дочь. Cупруга купца опечалена тем фактом, что их дочь все еще не замужем, а отец не видит для нее достойной партии.

Митя, который изо всех сил трудится, и все сбережения отправляет матери в деревню, делиться с Гуслиным своими обидами на хозяина. Гордей в свою очередь постоянно упрекает Митю в его бедности, но не добавляет платы. Но самым ужасным оказался тот факт, что Митя всем сердцем полюбил дочь своего хозяина. Вскоре до глубины души влюбленный юнец остается на один на один с Любовью. Митя зачитывает стихи, сочиненные в честь любимой, а дочь купца отвечает ему на листке бумаги и настаивает, чтобы он прочел это, когда она покинет комнату.

Далее во втором действии для нас открывается душещипательная картина. Митя отыскивает Любу и взывает ее к правде. Она раскрывает свою тайну о взаимной любви к нему. На следующий день они вместе решают направиться к Гордею Карпычу и молить у него одобрения.

Все соседи встречаются в доме у Пелагеи Егоровны, которая любезно приготовила для них веселье, что, несомненно, радовало ее до глубины души. Но вскоре в доме появляются Гордей под руку с Коршуновым, и все веселье подходит к концу. Дорогой гость Африкан Савич оказывается наедине с Любовью и преподносит ей драгоценные серьги с бриллиантами. И после просит заветно любить его.

Тем временем Гордей сообщает жене, что желает отправиться в другой город, потому что здесь его окружают одни невежи. И подчеркивает, что жизнь на новом месте не обойдется без поддержки их новоиспеченного зятя в лице Африкана Савича. Новость о скором замужестве купеческой дочери шокирует всех, Любовь и Пелагея Егоровна умоляют Гордея на коленях о смене его воли, но высокомерный отец не забирает своих слов обратно.

В заключительном действии из-за ссоры и гордости Гордея, товарищи, прежде заключившие соглашения разрывают помолвку. Наперекор Африкану Савичу купец решается отдать свою дочь за первого встречного и им по счастливой случайности оказывается Митя. Ключевую роль в счастье молодых сыграл своим обещанием, Любим Карпыч. Он произнес пылкую речь, открыв брату глаза и прояснив его разум. Все заканчивается счастливой свадебной песней.

Основные темы и идеи

Произведение «Бедность не порок» включает в себя несколько основных тем, которые гармонично и последовательно перекликаются между собой.

1.Любовь. Александр Николаевич очень тонко направляется читателя на размышления об искренности любви, которая не имеет ничего общего с материальной выгодой.

2.Семья. Семейные узы не делимы и только родные люди в моменты отчаянья смогут тебя поддержать. Нельзя жертвовать счастьем близких в стремлении обрести выгодное партнерство.

3.Уклад и натура купечества. Автор дает яркое представление о жизни и устоях купцов, очень правдоподобно отражает их манеру речи и привычное поведение.

Основной идеей произведения является портрет русского человека, который далеко не идеален и может совершать ошибки, идти по неправильному пути, но находить в себе мужество признать, что он оступился.

Проблемы

В пьесе автор так же поднимает очень важные духовные и этические вопросы.

  1. Вопрос о будущем – любовь стоит на распутье между настоящей любовью и материальными благами, которые навязывает ей отец.
  2. Вопрос почитания старших – дочь купца не идет против своего отца и его воли именно из-за уважения к старшим.
  3. Вопрос покорности – любовь и ее мать не ослушиваются главу семьи, и им остается только терзаться между желаемым и благосостоянием семейства.
  4. Вопрос любви – через все произведение прослеживается любовная проблематика, посредством взаимоотношений Мити и Любви Гордеевны.
  5. Вопрос корысти – тяга и нескончаемая жажда денег заставляют отказаться купца от брата и почти рушат жизнь его собственной дочери.

Критика

Островский Александр Николаевич получил довольно противоречивые заявления о своем творении. Несмотря на ряд резких замечаний со стороны нескольких критиков, пьеса имела ошеломляющий успех. Огромное количество поклонников неоднократно посещали данную комедию в театрах. Многие ознаменовали автора «русским Шекспиром».

В любом случае, нельзя отрицать тот факт, что данная комедия оставила свой неизгладимый след в истории отечественного театра и значимо повлияла на умы молодых людей как того, так и нашего времени.

 

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector